Изучаем казахский язык

Ағым, бағыт, бағдар
направление.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 54
Новых вопросов: 2

Ұлылардан ұлағат

Букейханов Алихан Нурмухамедович (1866-1937)

человек бросивший вызов времени

      Он родился в период глобальных перемен в жизни своего народа. 11 июля 1867 г. царь Александр II утвердил "Вре­менное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, а 21 октября 1868 г. — "Временное положение об управлении в степных облас­тях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губер­наторства”. После принятия данных реформ, усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатачества — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые про­мышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунанбайулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыс­лителей того времени.

     В 1903 году в Петербурге вышел 18 том собрания под общим названием "Россия. Полное географическое описание нашего края". В этом томе, посвященном Казахстану, одним из авторов был Букейханов, написавший раздел "Распределение населения киргизского (т. е. казахского) края по территории, его этнографический состав, быт и культура". Он дал общую характеристику культуры казахского народа, привлекая материалы "народной литературы", остановившись в особенности на анализе поэмы "Козы-Корпеш и Баян".

     В 1904 году Букейханов работал в составе экспедиции Ф.А.Щербиным, подготавливавшей материалы к широкому переселению русских крестьян на земли казахов. С 1905 года состоял в конституционно-демократической партии, провел собрание в Уральске и Семипалатинске с целью организации казахского отделения партии кадетов. В 1905 году участвовал в Каркалинском движении протеста против притеснений царизма, организовал подписи 14500 человек под петицией, известной как Каркалинская петиция. В 1905 г. по Семипалатинскому округу был избран депутатом в Первую Государственную Российскую думу, участвовал в составлении документа, названного Выборгским манифестом, осуждающим роспуск царской Думы. За интенсивную деятельность против колониальной политики царского самодержавия сидел в тюрьмах Семипалатинска и Павлодара. После революции 1905- 1907 годов, вышедший царский манифест «дарующий» народам России относительную политическую свободу. В этот период Букейханов работал в кадетских газетах "Иртыш", "Омич", "Голос" в качестве редактора.

     Вооруженный знаниями родной, восточной, русской, европейской культурами он как представитель казахской интеллигенции был активным участником, формирования идеологии национально-освободительного движения начала ХХ века. Крупной вехой в стремлении разбудить национальное самосознание казахов и организации среди них учебно-просветительской деятельности стало издание газеты "Казах", в чем приняли участие наряду с А.Букейхановым А.Байтурсынов и М. Дулатов. Это было замечательное трио, обозначившее рождение демократической, патриотической и прогрессивной казахской интеллигенции. Под псевдонимом "Кыр баласы" ("Сын степей", "Степняк") он опубликовал в газете "Казах" статьи "Думские партии", "Дума и казахи", "Август Бебель" После роспуска Первой Государственной Думы лишенный возможности привлечь внимание к проблемам Казахстана, Букейханов пытается сделать это через российскую печать. Публикуются в «Сибирских вопросах» его статьи; Такие как «Переселенческие наделы в Акмолинской области», «Русские поселения в глубине Степного края», Отчуждение киргизских орошаемых пашен и другие. Эти объемные работы убедительно доказывают, что традиционная форма хозяйствования казахов – кочевое скотоводство- не прихоть казахов не дань «природной лени» , а единственная возможность выжить в условиях сурового и засушливого климата. Во-вторых, Букейханов пишет об искажениях результатов обследования хозяйств, о невозможности обработки земли обычными экстенсивными методами. Переселение – бедствие не только для казахов, лишившихся пастбищ, зимовок, водопоев, но и для самих переселенцев. А. Букейханов разоблачает лживость призывов царского правительства «облагородить степь». Высокие пустые слова о внесении в «нашу азиатскую окраину» не имеют основании и несут только бедствие народам степи.

     В декабре 1917 года по инициативе А. Букейханова на 2 Всеказахском учредительном курултае была провозглашена "Алаш-орда", т. е. автономия казахов (территория нынешнего  г.Семей). Исторический термин "Алаш" был общим именем для тех древних родов, которые впоследствии получили этноним "Казах".  Директор НИИ «Алаш»  ЕНУ им. Л.Н. Гумилева Султан-хан Аккулы говорил: «Партия «Алаш» хотела восстановить Казахское государство и добиться его развития до уровня развитых стран западной Европы. При этом к этой цели она стремилась прийти мирным путем. Путем не вооруженного сопротивления колониальной политики».  

   События происходившие в 1917 году в России, нашли отражение и на территории Казахстана. Правительство Алаш-орды выступало против советской власти в союзе с Верховным правителем России адмиралом А.В. Колчаком. А.Букейханов говорил о неприемлемости социальных эксперементов, которые предлагали большивики. Партия Алаш-орда не хотела идти по пути предлагаемому большивиками и также не хотела жить как раньше в рамках самодержавия, ее желание создать буржуазно-демократической государство и абсолютно свободное.  После гражданской войны и победой советской власти Алаш-ординцам пришлось пойти на соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. Лично А.Н.Букейханов вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Поскольку идея автономии не отвергалась Советской властью, А Букейханов счел для себя возможным на легальной основе работать в сфере культуры. Но даже сугубо культурническая деятельность А. Букейханова и других интеллектуалов, поднявшихся на гребне роста национального самосознания, была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как "контрреволюционная борьба против советской власти". Достигнутый между большевиками и "Алаш-ордой" компромисс был большевиками попран впоследствии, а лозунг "алаш-ординец-националист, враг народа" стал основой тотальных репрессий против тех, кто составлял "мозг нации". (Данный лозунг, не имеет ничего общего с А.Букейхановым, его семья была примером уважения, преданности и поддержки, не смотря на разность национальностей и веры).

     А.Букейханову инкриминировали участие контрреволюционной деятельности против советской власти в участие в иностранной разведки, после приговорили к расстрелу 27 сентября 1937г. без права на обжалование ,  посмертно он был объявлен «Врагом народа». Его имя было реабилитировано лишь в 1989 году. В г.Семей ему установлен памятник.