Изучаем казахский язык

Тек жүрсең, тоқ жүрерсің.
В мире будешь жить – всегда будеш сыт.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 54
Новых вопросов: 2

Рекомендации для родителей и учеников

1.       Цели и задачи профориентационной работы

 

Цели: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.

Концептуальной идеей методической разработки является усиление роли системы образования как одного из основных социальных институтов в профориентации и профессиональном становлении современной молодежи.

Методические рекомендации разработаны для:

- привлечения внимания руководителей общеобразовательных школ, педагогов, учащихся, родителей к проблеме профессионального самоопределения молодежи;

- активизации деятельности образовательных учреждений по содействию  профессиональному самоопределению молодежи через проведение различных мероприятий попрофессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ.

 

 

Планируемые результаты:

актуализация проблемы профориентации молодежи в условиях современного рынка труда;

- активизация деятельности образовательных учреждений по осуществлению профориентационной работы с учащимися и их родителями;

- установление практики сотрудничества в сфере профориентационной деятельности образовательных учреждений, семьи, работодателей, государственных и частных организаций.

 

2.       Организация профориентационной работы с учетом возрастных особенностей школьников

 

Организация работы по профессиональному самоопределению обучающихся наиболее эффективна в совокупности деятельности всего педагогического коллектива.

Для организации профориентационной работы с детьми можно использовать различные формы, методы и средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников:

-  индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

- психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;

- проектирование индивидуальной образовательной траектории,

- моделирование вариантов профильного обучения и профессионального становления,

-  анализ собственных достижений, составление портфолио;

- организация посещения учащимися Ярмарки учебных мест, дней открытых дверей в вузах и колледжах;

- родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;

- встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, колледжей.

Учитель-предметникспособствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства:

- проектная деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:

- профориентационная направленность уроков,

- формирование у учащихся общетрудовых, профессионально важных навыков;

- формирование у школьников адекватной самооценки.

Библиотекарьспособствует просвещению обучающихся: 

- подбор литературы для учителей и учащихся в помощь выбору профессии;

- организация выставок книг о профессиях и по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.);

- проведение библиотечных уроков на темы выбора профессии;

-обобщение и систематизация методических материалов по профориентации.

Социальный педагогспособствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, потому что, как правило, у таких детей она занижена:

- педагогическая поддержка детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

- консультация учащихся по социальным вопросам;

- помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог(при наличии) изучает профессиональные интересы и склонности учащихся, осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; проводит тренинги по профориентации учащихся, беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора, психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; способствуют формированию у школьников адекватной самооценки, оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся; создает базу данных по профессиональной диагностике.

При организации работы с родителями используются различные формы и методы работы: приглашение родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлечение их для работы руководителями кружков; проведение родительских собраний, лекториев для родителей, индивидуальных бесед, анкетирования родителей учащихся; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

Обучающиеся 1-4 классов должны знать содержание  труда наиболее распространенных профессий; значение труда в жизни человека и общества; различные компоненты трудовой деятельности (предмет труда, орудия труда, трудовые действия и трудовые процессы, результаты труда), должны уметь осуществлять  первоначальные общетрудовые умения и навыки.

5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”). Обучающиеся 5-7 классов должны знать классификацию профессий; характеристику профессий, понятия «профессиональный интерес», «склонности», «самооценка»; роль способностей в выборе профессии, уметь соотносить  свои интересы, склонности, способности с требованиями избираемой профессии.

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Выпускники должны знать  пути и условия формирования профессиональных интересов и склонностей; медицинские показания и противопоказания при выборе профессии; роль способностей в выборе профессии, профессионально важные качества, профпригодность; общие и специальные требования к профессии; профессиограммы; источники получения информации о профессиях; ошибки и затруднения при выборе профессии; возможности и пути получения профессии; потребности в кадрах конкретного экономического района; понятие «профессиональный и жизненный планы»; условия оптимального выбора профессии. Должны уметь классифицировать профессии; самостоятельно работать с учебной, справочной и профессиографической литературой;  анализировать и составлять профессиограммы;  моделировать свою профессиональную карьеру; определять причины, затруднения при выборе профессии.

 

3.       Основные направления и принципы профориентационной работы

 

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости,  с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.        Рекомендуются  следующие направления профориентации:

- профессиональная информация- ознакомление учащихся и родителей с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная консультация– оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;

- профессиональный подбор– предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

- профессиональный отбор– определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями;

- профессиональная, производственная и социальная адаптация- система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Основными компонентами профориентационной работы являются:

1. Профессиональная диагностика.Различные диагностические методики и тесты позволят определить интересы и предпочтения ученика, мотивы выбора им той или иной профессии, некоторые особенности его характера, личности, имеющие значение для выбора профессии.

2. Информационное обеспечение – ознакомление школьников сразличными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями ихразвития, потребностями в кадрах  экономики страны и региона, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и последующего профессионального роста.

3. Групповые обучающие занятия и тренинги. Данные занятия должны обучить школьников правилам подготовки к вступительным занятиям, прохождению собеседования при приеме на работу, приемам решения возможных препятствий на пути к профессиональным достижениям и т.п.

4. Профессиональная консультация – содействие в профессиональном самоопределении учащихся, основанное на индивидуальном изучении личности школьника и оказании адресной помощи.

В практике профориентационной работы следует руководствоваться следующими принципами:

- связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи учащемуся в выборе его будущей профессии в единстве и взаимосвязи с потребностями современной экономики в квалифицированных кадрах; 

- систематичность профориентации с 1 по 11 классы при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс; 

- дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планов, интересов и способностей;

- взаимосвязь школы, внешкольных учреждений, семьи, профессиональных учебных заведений, работодателей и общественности.

 

Критерии эффективности результатов профориентационной работы

 

К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.

4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.