Изучаем казахский язык переводчик

соғыс
война
Вопрос-ответ
Всего ответов: 47
Новых вопросов: 1

Вечернее обучение

Изображение

 

Изображение

В классах вечернего обучения проведены беседы и классные часы, посвященные юбилею города.

Изображение

 

Вручение аттестатов о среднем образовании учащимся классов

вечернего обучения

Вручение аттестатов

 

Итоговая аттестация учащихся 11-х классов

вечернего обучения

Итоговая аттестация

 

 

Презентация 

учителя истории Ивановой Т.П

«История Караганды»

По численности населения, этот город занимает  четвертое место В Казахстане, в Карагандинской области проживает — 457,1 тысяч человек. Первое место остается за  Алматой, на втором месте – Шымкент, третье – Астана.Площадь города занимает примерно 550 квадратных километров.
 Географическое положение: 49,8 градусов северной широты  73,1  и градуса восточной долготы.

Изображение

С административной точки зрения, город разделен на два района: имени Казыбек би и Октябрьский. Органами управления являются городской акимат и городской маслихат. В городе функционируют крупные предприятия по добыче угля, машиностроения, металлообработки и пищевой промышленности, транспорта и связи. На сегодняшний день Караганда является крупным промышленным, экономическим и культурным центром Казахстана.

Изображение

ПРОСПЕКТ СОВЕТСКИЙ БУХАР ЖЫРАУ

Изображение

Что касается истории города, то вспоминается легенда о том,  что в 1833 году мальчик-пастух Аппак Байжанов нашёл уголь. Уже к концу XIX века началась добыча угля русскими купцами.Потом - французскими и английскими предпринимателями. Затем добыча угля иностранцами, в связи политической обстановкой и войнами, прекратилась. В 1930 году она возобновилась и началось строительство временных жилищ для приезжавших рабочих и их семей. 20 марта 1931 года КазЦИК приказал  создать Карагандинский рабочий Совет с индивидуальным бюджетом с центром в селе Большая Михайловка.

В 1931 году поселение шахтеров, которое было названо Караганда, преобразовалось в рабочий посёлок, а в 1934 году в город.

 Караганда всегда строилась упорядоченно и строго по плану.Первый генеральный план города  на 1934—1938 годы, был разработан московским архитектором под руководством Александра Ивановича Кузнецова, который являлся известным архитектором и горадостроителем. Город строили по типовому проекту, по подобным планам было построено большинство городов в СССР.Город Караганда был рассчитан на 300 тысяч жителей. Этой цифры население Караганды достигло уже к концу 60-х годов 20 века.В связи с этим оперативно был создан новый генеральный план города, рассчитанный на 600 тысяч человек. Этой цифры население Караганды достигло к 80-м годам 20-го века. Климат в Карагандинской области резко-континентальный. Зимы очень холодные, бураны заметают дороги, лето – жаркое, осадков очень мало, выгорает растительность. 

Новый Карагандинский Цирк.

Изображение

Что касается промышленности, то ведущими предприятиями машиностроительной отрасли являются: ЗАО "Карагандинский завод электротехнического оборудования", "Карагандинский машиностроительный завод им.Пархоменко"АОЗТ "Каргормаш-ИТЭКС", ТОО фирма "Механомонтаж", ОАО "Карагандинский литейно-машиностроительный завод", ОАО "Автоматика", ТОО "Булат", "Эзанол", ТОО "Темко" и другие.Основными предприятиями пищевой промышленности являются:  

ОАО "Караганды-нан", ОАО "Карагандинский маргариновый завод", ОАО "Конфеты Караганды", ЗАО ИП "Эфес Караганда пивоваренный завод".Основными производителями энергоресурсов и воды в городе являются: 
ТОО «Караганды-Жылу – Сбыт» ТОО «Караганды-СУ» ТОО «Караганда - Жарык» и ТОО «Караганда Тепло-Транзит».

Изображение

Изображение

 

Беседа на тему: "Сквернословие и здоровье"

Речь - это показатель ума.
Сенека


Перед проведением беседы провести с учащимися анкетирование "Сквернословие в моей жизни". Анкетирование должно проводиться анонимно.

Что такое сквернословие?

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

История возникновения сквернословия

Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие.

Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в его подсознании доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.

Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи,
2) эмоциональной разрядки,
3) оскорбления, унижения адресата речи,
4) демонстрации агрессии,
5) демонстрации отсутствия страха,
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,
7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Сквернословие и здоровье

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

В XX веке японский ученый Масару Эмото научно доказал, что вода не только воспринимает информацию, но может меняться под воздействием слова и даже мысли. С помощью новейшего оборудования он смог заморозить и сфотографировать воду под микроскопом. То, что он разглядел на молекулярном уровне, его поразило. На фото предстали в основном кристаллы разной формы и четкости — с виду очень похожие на снежинки.

Воде перед заморозкой говорили разные слова на многих языках или воздействовали на нее музыкой. Выяснилось, что форма кристаллов отражает удивительные свойства воды. Ученый сделал вывод, что похвала влияет на воду лучше, чем просьба или требование, а сквернословие не способно породить гармоничную красоту.
Как видите, слова с негативным смыслом даже не образуют форму, а положительно заряженная вода имеет красивые, четкие кристаллы. Вы только вообразите, если мысли и слова могут делать такое с водой, что же они способны сотворить с человеком!

Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека. Ученые Российской академии наук пришли к ошеломляющему выводу, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие травмируют, подобно радиации. Например, добрые слова молитвы пробуждают резервные возможности генетического аппарата, а проклятия, матерщина вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших потомков.

Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского семнадцать лет занималась проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит, потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

О том, что сквернословие — далеко не безобидная привычка, говорят нам и другие научные исследования. Группа физиков сконструировала специальный аппарат, позволяющий трансформировать звуковые колебания в электромагнитные. В ходе изучения влияния на растения энергетического потенциала слов, в том числе и бранных, ученые установили, что почти все «обруганные» матом семена арабидопсиса погибли, а выжившие стали генетическими уродами, не способными программировать развитие здоровой жизни. Во второй части эксперимента исследователи «обласкали» самыми нежными словами убитые радиоактивным облучением семена пшеницы. Результат превзошел все ожидания: в «благословленных» семенах процесс мутации был остановлен, перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК стали на свои места и восстановились!

К сожалению, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных.

Не только религия, эзотерика, но и научные исследования доказали вредоносное воздействие сквернословия на самого говорящего и окружающих. Как вид информации, бранные слова негативно отражаются на здоровье человека, изменяя его сознание и даже генетику, наследственность, укорачивая жизнь и притягивая болезни.

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим! 

 

Проведен урок физики в 11 классе вечернего обучения

Изображение

Изображение

 

Беседа на тему: «Твоя будущая профессия»

     Цель:дать учащимся представления о профессиях, посодействовать выявить возможности к определённому виду деятельности.


Эпиграфы:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться» (Эзоп)

«Будем трудиться, поэтому что труд это отец наслаждения» (Стендаль)

       «Тот, кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду сообразил, что хлеб добывается лишь в поте лица, тот способен к подвигу, поэтому что в подходящий день и час у него найдётся воля его выполнить и силы для этого» (Жюль Верн)

Вступительное слово учителя

       В мире существует более 50 тыщ профессий. Как отыскать посреди их свою? Сколько из их мы себе более либо менее представляем? На что ориентироваться? На вопросец: «Кем ты хочешь стать опосля школы?» -старшеклассники не постоянно могут ответить. А меж тем неувязка выбора профессии совсем серьёзна. В особенности сейчас, когда наше общество вступило в рыночные дела. От человека всё в большей степени требуются высочайший профессионализм, готовность скоро адаптироваться к новым явлениям публичной и экономической жизни. Резко растет интенсивность труда, требующая завышенной выносливости. Что все-таки необходимо для тог чтоб сделать собственный проф выбор? Чтоб выбрать своё дело не способом «тыка», а уместно, необходимо для начала разобраться в собственных собственных, говоря психологическим языком, установках. Сейчас я расскажу об главных типах проф деятельности человека. Почти во всех станах пробовали и пробуют создать классификацию профессий. Классификация профессии разделяет все профессии на 5 главных типов:

I. Человек - природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и действиями живой и неживой природы (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для их характерен общий предмет труда - животные и растения, почва и воздушная среда - природа.

2. Человек-техника. Это могут быть пилоты, водители, матросы, электромонтёры, слесари и т.д., использующие технические устройства.

3. Человек-человек. Тут для спеца предметом труда является иной человек, а характерной чертой деятельности - необходимость действия на остальных людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист и торговец.

4. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип проф деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор. Это бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

5. Человек - художественный образ. Людей этого типы различает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

      Вот вам приблизительные требования к человеку, выбравшему определённый тип деятельности. И это лишь общие требования. Нужно взвесить и оценить свои возможности, держать в голове, что с возрастом возможности к обучению снижаются. Если автоматизм управления каром у 10-летних вырабатывается за 4 часа, то у взрослых - за 50 часов.
Однако не считая возможностей нужно учесть и свои интересы. Идеальное совпадение возможностей и интересов это и есть призвание. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради средств, кто-то по привычке, кто-то просто поэтому, что когда-то не совсем серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сейчас попытаемся честно оценить свои возможности, желания и способности при выборе будущей профессии. Прежде всего нужно считаться с физическими возможностями. По данным социологов, практически единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Другие просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку.
При выборе профессии частенько имеет место фактор престижности. Однако оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, так как престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как понятно, совсем не неизменное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое принципиальное в будущем, что вы считаете совсем нужным для себя: размеренную, спокойную работу либо неизменные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество либо выполнение верно определённых обязанностей. Однако не нужно понимать так, что творчество - отлично, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои индивидуальности. Принципиально определиться в главном, т.е. понять, какие из высококачественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Проанализируй профессию, которую, может быть, вы уже избрали либо лишь склоняетесь к выбору. Ответьте на 9 вопросцев честно и серьёзно. Напишите свои аргументы в пользу выбранной профессии, а позже посмотрите на их со стороны, как будто вас уверяет кто-то иной. Отнеситесь к тексту критически, вправду ли выбор обоснован. Видны ли в нём познания профессии, оценка собственных способностей? Попытайтесь покритиковать текст, может быть даже переубедить «собеседника». И не поддавайтесь чувствам, при решении таковых принципиальных задач они бывают неподходящими ассистентами. Если вы ответите серьёзно на вопросцы, я думаю, это поможет вам в проф выборе.

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный либо ручной в ней употребляется?

3. Назовите объект труда, конечный итог работы.

4. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

5. Назовите приблизительно заработную плату профессионалов данной профессии.

6. Подразумевает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

7. Есть ли к данной профессии мед противопоказания?

8. Какими личными свойствами должен обладать представитель данной профессии?

9. Где можно ее получить?

        Я предлагаю двум ребятам подойти к доске и написать в колонку одному положительные свойства профессии, стать на минуту оптимистом, другому - все отрицательные свойства профессии, отнестись к данной профессии довольно скептически. А вы также попытайтесь посодействовать им. Итак, например, совсем популярная в наше время профессия журналиста. Проверим, как реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомлённости о ней.

Оптимист:

- работа имеет большущее публичное значение;
- высочайшая зарплата;
- встреча с увлекательными людьми;
- командировки, дающие возможность многое узреть;
- внедрение современной техники.

Скептик:

- трудности, связанные с устройством на работу;
- нередкие командировки, осложняющие личную жизнь;
- трудности получения образования (к примеру, наличие печатных работ);
- крупная ответственность;
- нервные перегрузки;
- ненормированный рабочий день; k
- неизменное общение с людьми.

Тест «Профпригодность»

       Итак, с выбором мы как будто незначительно прояснили ситуацию. Сейчас давайте проведём тестирование и узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. Ответьте на последующие вопросцы:

1. Новогодняя ночь для тебя - наилучшее время, чтоб: а) выспаться;
б) поглядеть телек совместно с семьёй; в) оказаться в кругу друзей.

2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:

а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки либо лыжи;
в) турпутевку либо билет на увлекательное представление.

3. Отправляться в путешествие лучше всего: а) в одиночку;
б) с семьёй либо друзьями;
в) с незнакомой группой, чтоб была возможность обрести новейших друзей.

4. Если б ты оказался в одиночестве на полуострове либо в лесу, то:
а) ощутил бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода либо каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, ужас.

5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, грезить;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём либо вязанием, ходить в походы, говорить по телефону, глядеть телек;
в) заниматься спортом, танцами, играться в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино...

Подсчитайте количество набранных баллов, беря во внимание, что ответы на вопросец с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
       Если вы набрали от 5 до 8 баллов - рекомендуем поразмыслить о профессии, где вам не придётся общаться с огромным числом людей (торговец, учитель, журналист и психолог в данном случае не совсем подходят). Зато исследовательская деятельность либо работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике либо на своей ферме, специальность программера, слесаря либо токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ полностью будут применимы для вас, так как ваши ответы демонстрируют, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
       Если вы почаще ставили галочки около буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно подфартило. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые отлично ощущают себя в хоть какой компании. Вы не боитесь новейших знакомств и тихо обходитесь без общения долгое время. Выбор профессии тут фактически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, опять задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, просто вступающему в контакт, отрешаться от способности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, торговца, дилера, учителя, брокера либо тренера? В вас большой потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесновато в малеханькой лаборатории либо у конвейера, охотничьем хозяйстве либо мастерской.

Заключительное слово учителя

        Кто-то, может быть, грезил о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о пчеловодстве, а тест напророчил карьеру артиста. Если уж никак не хочется отрешаться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным - обучаться пристально слушать и быть сдержаннее. И вообщем, людям хоть какой профессии нужно работать над собой постоянно, и тогда неважно какая мечта станет реальностью.

 

  Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в закон Республики Казахстан "Об образовании".

      Об этом сообщает в понедельник пресс-служба главы государства, передает ИА "Новости Казахстан". 

    По данным пресс-службы, "закон направлен на совершенствование системы образования, повышение качества и расширение доступности образования, устранение правовых пробелов, выявленных в ходе применения закона".

Закон предусматривает отмену промежуточного государственного контроля в школах и вузах страны.

Вместо этого предлагается ввести систему оценки учебных достижений. 

На законодательном уровне также расширена категория обучающихся и воспитанников государственных учреждений образования, имеющих право на получение финансовой и материальной помощи. 

Целью законопроекта являются устранение пробелов, возникших в ходе правоприменительной практики и совершенствование нормативной правовой базы отечественной системы образования.
В частности, в проекте закона предусматриваются:
– изменение классификации вузов в зависимости от реализуемых образовательных программ и объемов осуществляемой научно-исследовательской деятельности: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты;
– исключение компетенции организаций образования по присвоению академических званий "ассоциированный профессор (доцент), профессор";
– введение дополнения по определению и утверждению размеров квоты приема при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
– расширение категории обучающихся и воспитанников государственных учреждений образования, имеющих право на получение финансовой и материальной помощи;
– введение конкретного перечня категорий граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь и уточняются категории обучающихся, имеющих право на получение государственной стипендии. Это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями в развитии. Получать помощь будут также инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети из многодетных семей.
После обсуждения проект закона направлен на рассмотрение палаты.
Кроме того, значительно расширены и конкретизированы категории граждан, которым оказывается социальная помощь в период получения ими образования.

   Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты РК по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений

Аннотация к документу: Закон Республики Казахстан от 11 октября 2011 года № 484-IV «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений»

      Поправки вносятся в Кодекс РК об административных правонарушениях, Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения», законы РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», «О воинской обязанности и воинской службе», «О некоммерческих организациях», «О правах ребенка в Республике Казахстан», «О противодействии экстремизму», «О лицензировании», «О государственном имуществе».

   Целью Закона является реализация Закона Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в том числе путем установления правовой ответственности за нарушение норм законодательства о религиозной деятельности и религиозных объединениях, совершенствования правовых гарантий защиты прав обучающихся в духовных (религиозных) организациях образования, упорядочение деятельности религиозных объединений и других организаций по направлению граждан РК за границу для обучения в духовных учебных заведениях.

   Для обучающихся в духовных (религиозных) организациях образования создана возможность отсрочки от призыва на воинскую службу. В целях сохранения светского характера образовательной системы запрещается проведение религиозных обрядов и церемоний, а также действия, направленные на распространение вероучений в детских оздоровительных, спортивных организациях досуга, лагерях и санаториях.

    Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования («Казахстанская правда» от 15 октября 2011 г. № 330-331 (26721-26722)).

ИзображениеИзображениеИзображение

 

 

 

БЕСЕДА НА ТЕМУ:

«В человеке все должно быть прекрасно…»

 

Цель: формировать эстетический вкус в одежде, причёске, в манерах поведения, воспитывать стремления совершать красивые поступки.


Плакаты в классе:
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». А. П. Чехов.
«Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она неоживленна внутренней красотой». В. Гюго.
Прежде чем одеться и накраситься, подумай, какого отношения ты к себе добиваешься?


Выставка книг и журналов по теме вечера. Музыкальное сопровождение.
Словарная работа:
ВКУС – чувство, понимание изящного, критерии красоты, умение одеваться со вкусом.
МАНЕРА – а) внешние формы поведения; б) способ что-нибудь делать, та или иная особенность поведения, образ действия


Ход беседы:
Ведущий. Ребята, мы собрались поговорить и обсудить тему: «В человеке все должно быть прекрасно…» Что такое вкус? Как вы его понимаете?


Вывесить плакат с объяснением слова «вкус».


Ведущий. «На вкус и цвет товарищей нет», – почему так говорят? Ребята, вам сейчас продемонстрируют одежду и причёски, считающиеся популярными.


Звучит музыка. Выходят несколько человек в одежде и с причёсками, не соответствующими облику учащихся.


Затем те же или другие ребята демонстрируют одежду для вечера и для школы, сшитую со вкусом.
Проанализировать:
1) Что не понравилось или, наоборот, понравилось в одежде ребят?
2) Почему понравилось? В чём проявился хороший вкус в подборе одежды?
– Удачно подобрана цветовая гамма;
– идёт к лицу;
– к месту и ко времени;
– в соответствии с возрастом и т. д.


Вывод. Одежда должна соответствовать возрасту, времени, фигуре при соблюдении сочетания цветов.
Выступление ученика о современных направлениях моды и умении подбирать одежду в цветовом сочетании.


Ведущий. Большую роль в нашей внешности играет одежда. Опрятная, красивая, модная, со вкусом подобранная, она очень украшает.
Надо ли следовать моде? Безусловно, однообразие приедается, а новая мода вносит разнообразие, освежает внешность, а значит, улучшает самочувствие, радует глаз, поднимает тонус.
Но порой стремление быть модно одетым, приобрести любой ценой «дефицит» у иных людей превращается в навязчивую идею. В жертву приносятся отдых, здоровье. Стоит ли мода таких жертв? Нельзя ли обойтись без них, и с помощью собственного хорошего вкуса быть всегда модно, элегантно и красиво одетым?
Быть одетым модно – значит взять из моды то, что больше подходит к вашему росту, фигуре, ногам, цвету глаз и волос, что соответствует вашей неповторимой индивидуальности. Допустим, модельеры предлагают «летящий» силуэт, юбку «солнце» или плиссе, высокий и тонкий каблук, клетчатые ткани для платья. Но это вовсе не значит, что девушка высокого роста должна носить туфли на высоком каблуке, а полная девушка – клетчатое платье или плиссированную юбку.
Говорят, что у каждой моды есть свои поклонники и свои рабы. Поклонники используют всё лучшее из моды, надевая лишь то, что выделяет в их внешности самое выигрышное и скрывает недостатки. Рабы моды одевают всё, что достанут «по случаю», независимо от того, насколько это им идёт, и потому зачастую выглядят не модными, а смешными, карикатурными.
Законодатели моды французы говорят: элегантно – это просто, строго и незаметно с первого взгляда. Элегантность зависит от умелого сочетания расцветки тканей, из которых сшита одежда.
Самое главное: одежда должна быть удобной, практичной, красивой, но не броской.
«Одеваться со вкусом» и «модно одета» – равнозначны ли эти понятия?
«Модно одета» – это вовсе не означает, что девушка привлекательна в этой одежде. А вот «одета со вкусом» – значит, одета так, как ей идёт, она привлекательна в этой одежде. В этой оценке будет всё: и что одета модно, и одежда её украшает, и в облике есть что-то интересное.


Несколько слов о причёске. Она – элемент внешней культуры человека. Лучшая причёска та, которая вам идёт и которую легко держать в порядке.
Современная мода не отдаёт предпочтения какой-либо одной причёске. Короткие, полудлинные, длинные волосы – дело вкуса. Чтобы выбрать причёску, недостаточно знать требования моды. Необходимо считаться с овалом лица. Поэтому полезно знать, что круглое лицо выглядит лучше, если волосы на висках и макушке подняты кверху, а вдоль щеки вниз скользит прядка или локон. Широкое лицо изменит слегка волнистая причёска из волос средней длины. Широкий лоб можно прикрыть чёлкой наискосок.
Не слишком идеальному носу также в какой-то степени можно помочь причёской. Если нос маленький, курносый, то лучше отказаться от длинной чёлки. Если нос короткий, то лучше стрижка. Если нос слишком большой, то пышные, волнистые волосы средней длины скрывают его величину.
Почему мы стараемся лучше, красивее, со вкусом, модно одеться?
Красота, элегантность, изящество и удобство одежды вызывает чувство эстетического удовольствия не только у того, кто её носит, но и у тех, с кем этот человек общается.
При этом поднимается настроение, ты радуешь окружающих своей внешностью, чувствуешь себя уверенно, и людям приятно с тобой общаться.


Но, ребята, бывает и так: у человека свежий цвет лица, аккуратно уложены волосы, одежда в порядке, и всё-таки он не производит приятного впечатления. При самом модном платье и при самых привлекательных чертах лицо не выглядит симпатично. Почему? Не хватает хороших манер. Что такое манера?


Вывешивается плакат с объяснением слова «манера».


Игровые ситуации проблемно-поискового характера
1. Вы опоздали в кино. Как себя вести, если всё-таки пустят, в тёмном зрительном зале?
Допускают ошибки: шёпотом спрашивают: «Какой ряд?», требуют освободить их место, проходят, не извиняясь, спиной к сидящим. Ситуация разыгрывается повторно.
2. На школьном вечере. Музыка, танцы, вдоль стены девочки, мальчики – в противоположной стороне зала. Один из них направляется в сторону девочек, смотрит оценивающе, размышляя, кого из них пригласить танцевать: пригласил одну, вторую, третью – все отказались. Извинился, отошёл.
Анализируется ситуация: Почему ему отказали? Как отказали: тактично или бестактно? Правильно ли вёл себя юноша? Как он должен был поступить?
3. Игра «Знаете ли вы правила вежливости?»
Ведущий раздаёт трём девушкам и трём юношам квадратики (розовые и синие). На обороте каждого написаны вопросы. Играющие должны подумать и, громко зачитав их, дать ответы.


Юношам:
а) Кто первым выходит из автобуса: вы или ваша девушка?
б) Вы увидели на улице своего друга, он стоит с не знакомой вам девушкой. С кем вы должны поздороваться в первую очередь?
в) Вы сидите за столом в гостях. Слева и справа от вас сидят женщины. Какую соседку вы будете обслуживать за столом в первую очередь?


Девушкам:
1. Что является сигналом окончания домашнего вечера?
2. В гостях вам предлагают кушанье, которое вы не любите или вам его есть нельзя. Что нужно сказать?
3. В какое время уходят из гостей?


Ведущий. Сегодня вы, ребята, узнали, как надо вести себя в некоторых ситуациях, познакомились с манерами поведения.
Итак, человек, одетый со вкусом, с хорошими манерами, способный считаться с мнением окружающих, откликаться на радость и горе, это и есть современный человек, к которому относятся чеховские слова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав учителей, преподающих в классах вечернего обучения

Стаж работы

Квалификационные категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для учащихся классов вечернего обучения было проведено мероприятие посвященное Дню города Караганды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа на уроках истории Казахстана и правоведения в классах вечернего обучения.

 

Курс истории Казахстана играет важную роль в духовном развитии учащихся, в выработке у них научного мышления, способностей к самостоятельному суждению, в воспитании убежденного и активного гражданина РК. История Казахстана имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания, умения оценивать явления истории и современности. Изучение основных событий, причина следственных связей между ними, усвоение основных идей и понятий, знакомство с развитием культуры способствуют развитию высоких духовных запросов и эстетических вкусов.



 

Скачать: Ссылка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уроки с использованием интерактивной доски

Урок литературы

Урок биологии

Урок информатики

Урок математики

Использование новых технологий и дифференцированного подхода в обучении вызывают интерес учащихся и повышают мотивацию к обучению

 

 

 

 

 

 

"Проведен «круглый стол» по теме «Организация работы в классах вечернего обучения» с участием: заведующей сектором общего и среднего городского отдела образования Чжао С. Б.

 

главного специалиста городского отдела образования Нургалиевой С. А.

 

старшего инспектора ГДН Нового-Майкудукского ОП, майора полиции Чистяковой А. В.

 

Секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Октябрьского района Лысак Ф. Г.

 

Директоров и методистов классов вечернего обучения школ города.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация образовательного процесса классов вечернего обучения

 

 

 

Организация образовательного процесса классов вечернего обучения осуществляется на основе Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждением.

Школа реализует общеобразовательные программы среднего общего образования.

Общеобразовательные программы осваиваются в заочной форме. Базисный учебный план вечерних (сменных) школ РК является основным государственным нормативным документом, выступающим как элемент государственного общеобразовательного стандарта образования. Он определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, устанавливает нагрузку обучающих. В этом учебном году были внесены изменения в учебный план классов вечернего обучения, в связи с введением Государственного общеобразовательного стандарта начального, основного среднего, общего среднего образования РК 2.3.4.01 – 2010, утвержденного приказом Министерства образования и науки РК № 367 от 09 июля 2010 года.

Методической темой школы является «Овладение учителями различными образовательными технологиями и использование их в работе как средство повышения мотивации к обучению учащихся». Что особенно актуально в работе с учащимися классов вечернего обучения, где 36% из них имеют перерыв в учебе.

С целью развития познавательных интересов интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, на уроках русского языка и русской литературы в классах вечернего обучения используется интерактивная доска. У учащихся проявляется повышенный интерес к предметам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги первого полугодия

 

 

По итогам первого полугодия 2010-2011 учебного года качество знаний учащихся классов вечернего обучения составляет 21%, успеваемость 95%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа на уроках истории Казахстана и правоведения в классах вечернего обучения

 

 

 

.

 

Курс истории Казахстана играет важную роль в духовном развитии учащихся, в выработке у них научного мышления, способностей к самостоятельному суждению, в воспитании убежденного и активного гражданина РК. История Казахстана имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания, умения оценивать явления истории и современности. Изучение основных событий, причина следственных связей между ними, усвоение основных идей и понятий, знакомство с развитием культуры способствуют развитию высоких духовных запросов и эстетических вкусов.

В 9 классе вечернего обучения изучается предмет «Правоведение», который должен оказывать непосредственное влияние на формирование четкой гражданской позиции молодежи, обучающейся в школах страны.

В социально-политических условиях современного Казахстана содержание общественных знаний должно определяться, в первую очередь, необходимостью установления в обществе демократических принципов, идеями гражданского и правового общества. Истинная демократия проявляется, в первую очередь, в высокой политической активности широких слоев населения. Важно, что обучаясь в школе, ученики должны научиться вырабатывать свое мнение, уметь его высказывать, осознанно формировать свою позицию, обладать правовыми знаниями.

Преподавание истории Казахстана и предмета «Правоведение» имеет свои особенности. На уроках необходимо дать определенные знания, научить выделять главное, сделать краткий конспект в домашних тетрадях, составить схемы, таблицы, записать основные даты.

Например, при изучении темы «Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане», учитель в начале урока объясняет материал, работая с картой, учебником, составляет схемы, записывает основные даты, события, факты. Потом дается индивидуальная, самостоятельная работа с текстом учебника и учащиеся по составленной схеме закрепляют полученные знания.

«Национально-освободительное движение 1916 г. в Казахстане»

Причины. Цели. Характер. Движущие силы. Методы борьбы. Причины поражения.

Такая индивидуальная работа помогает учащимся закрепить материал.

Изучая темы «Гражданская война в Казахстане 1918-1920 гг.» ученики составляют картосхему в виду таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Название Фронта Задачи Фронта Наиболее важные события на данном фронте

 

 

 

При изучении темы «Культурное строительство в Казахстане 1920-1945 гг.» ставится задача, сформировать знания о развитии культуры, мыслительные навыки и умения. В тетрадях для индивидуальной работы пишутся основные доминанты, понятийный аппарат, даты, имена и цифровые данные.

Материал учебника хорошо изложен и поэтому ученики вполне могут самостоятельно, индивидуальное освоить материал, составить схему по основным понятиям.

При изучении темы «Кардинальные изменения в экономике» вместе с учителем составляется схема «Становление рыночной экономики», а учащиеся индивидуально выписывают в тетрадях «Законодательную базу». Такая работа помогает лучше понять сложные вопросы, связанные с экономикой.

В 11 классах учащиеся могут получать индивидуальные задания в написании рефератов, где проявляет индивидуальность и творчество каждого ученика, который глубоко изучает конкретную тему.

При изучении предмета «Правоведение» большое внимание уделяется правовой системе, которая является составной частью политической системы государства.

Основные задачи этого предмета воспитать политически грамотного гражданина, который мог разобраться в основных юридических вопросах, знать и уважать основной Закон государства – Конституцию РК, разбираться и в других законах страны.

Учащиеся должны уметь раскрывать значение терминов, составлять словарь, работать с документами, периодической печатью, составлять тесты.

При изучении темы «Понятие гражданства» учитель излагает материал, рассказывает и разъясняет положения Конституции РК и закона РК «О гражданстве» приводит пример из художественной литературы, периодической печати. Учащиеся самостоятельно, индивидуально составляют схему «Принципы получения гражданства с рождения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальный принцип(«право крови») Территориальный принцип(«право земли»)

 

 

 

На уроке ученикам раздаются индивидуальные карточки, где рассматриваются различные ситуации.

Например, «Переехавший два года назад в Россию Константинов решил вернуться с семьей и написал об этом заявление в посольство Казахстана».

Задание. Как решается эта ситуация. Можно ученикам дать написать не большое сочинение на тему «Как я понимаю единство прав и обязанностей гражданина».

Урок «Мораль и прав» учитель дает понятия: мораль, моральные нормы права, нормы права, функции морали, сферы действия права и морали. Составляется схема.

Нормы морали и права

Сходства – Нормы морали; нормы права

Различия –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование краеведческого материала на уроках истории

 

 

 

Краеведение, как народное знание о своих родных местах, зародилось в далеком прошлом.

У всех народов мира, во все времена были люди, хорошо знавшие окружающую их местность, прошлое района, города, историю жизни знатных людей.

Свои знания они устно и в различных документах передавали последующим поколениям.

В настоящее время в крупных городах и районных центрах существуют краеведческие музеи, где на стендах расположены материалы, рассказывающие историю края. На крупных предприятиях, учебных заведениях открываются сои небольшие музеи.

В процессе развития краеведения имеются несколько направлений: научное, местное, школьное.

Научное краеведение направлено на всестороннее изучение различных территорий страны.

Краеведческие исследования ведут многие университеты, архивные комиссии., студенческие организации, поисковые группы, краеведы – любители. Школьное краеведение играет большое воспитательное и образовательное значение.

Школьное краеведение изучает историю школы, края, отдельных людей, памятников истории.

В школьной программе учащиеся с историей знакомятся в 5 классе. они впервые узнают такие понятия как «вещественные», «письменные», «архивные» источники. Узнают, что история – это наука изучающая прошлое и настоящее, музей, где собираются предметы, рассказывающие о жизни людей.

Чтобы знания учеников об истории закрепились наглядно, необходимо использовать краеведческий материал.

В этом году начиная изучать историю в 5-м классе я совершила экскурсию в Карагандинский областной историко-краеведческий музей. По дороге в музей познакомила ребят с понятиями: памятники. мемориальная доска.

В музее несколько разделов: природа, археология, история прошлого нашего края.

Учеников поразил отдел археология, в котором отражены вещественные доказательства жизн людей в каменном, бронзовом, железном веке на территории нашей области.

Внимательно изучали стенд, посвященный строительству канала «Иртыш-Караганда».

С большим любопытством смотрели экспозиции, посвященные истории древнего города Карагандинской области – Каркаралинска, освоению космоса, личные вещи первых казахских космонавтов Т.Аубакирова, Т.Мусабекова. С трепетом подошли к экспозиции «Карагандинцы – Герои Советского Союза». После посещения музея изучение истории стало восприниматься лучше. На уроках при рассмотрении новых тем я неоднократно обращалась к этой экскурсии.

Во дворе нашей школы стои обелиск в память учителей и учеников, которые в конце мая 1942 года после сдачи школьных экзаменов отправились защищать нашу Родину в годы ВОВ. Рассказываю историю появления этого обелиска на территории нашей школы.

На уроке «Города Казахстана» рассказываю историю Караганды, показываю фотографии старой Караганды, знатных людей, которые много сделали для развития города. района. Краеведение помогает ученикам лучше понять историю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с периодической печатью на уроках правоведения

 

 

 

Динамизм и постоянное обновление казахстанского законодательства, стремительное становление национальной системы права Республики Казахстан ставит задачу осмысления тех изменений, которые произошли в последнее время. Поэтому при изучении тем по правоведению необходимо использовать периодическую печать.

Учащиеся, работая с периодической печатью, имеют возможность ознакомится с выполнением статей Конституции РК, основными положениями прав человека и гражданина, избирательного права, с работой системы государственных органов власти и местного управления в Казахстане.

Периодическая печать содержит как правило не только теоретические выкладки и темы, но и необходимую для работы статистику, которая позволяет проанализировать работу всех представительных органов.

Правовому воспитанию в РК уделяется сейчас большое внимание, т.к. мы строим правовое государства. В школах организованы правовой всеобуч для учеников и учителей. На предприятиях регулярно изучают новые законы. И в этой работе большая роль отводится периодической печати. В газетах «Индустриальная Караганда», «Новый Вестник», «Вечерняя Караганда» и др. регулярно публикуются статьи и статистические данные по правовым вопросам. В некоторых газетах постоянно помещаются образцы обращения граждан по различным вопросам в государственные организации.

При изучении тем: «Ответственность несовершеннолетних», «Правовое положение учащихся» используются отдельные статьи «Индустриальной Караганды», «Вечерней Караганды».

Правовые органы власти проводят месячники: «Подросток», «Сотка возвращается домой» и в периодической печати публикуются материалы, связанные с данными событиями, зачитываются статьи, делают ученики с учителем выводы. На уроках активно используются газетный материал, который позволяет наглядно проанализировать факты, закрепить пройденный материал.

При изучении темы «президент РК: его роль» используются статьи Конституции РК и богатый газетный материал о поездке Президента РК по стране и за рубеж. На уроке закрепляется наглядно газетными статьями понятия: «внутренняя» и «внешняя» политика, роль Президента страны.

Изучая тему «Культура и духовность» используется газетный материал о деятельности культурных центров в Караганде и Казахстане, подчеркивается главная мысль в ежегодном послании Президента РК «В единстве наша сила».

Закрепляя тему «СМИ. Политическая культура» учитель может использовать статьи, опубликованные в различных средствах массовых информаций.

Изучая предмет «Правоведение» без использования местной и республиканской печати можно закрепить и наглядно донести до учеников учебный материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование элементов критического мышления на уроках истории

 

 

 

Курс истории Казахстана играет важную роль в духовном развитии учащихся, в воспитании убежденного и активного гражданина РК. На уроках истории Казахстана учащиеся должны уметь самостоятельно, научно мыслить, рассуждать, анализировать, применять свои знания.

История Казахстана имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания. Урок истории рассказывает о событиях прошлого, помогает в них разобраться. Ключевой задачей обучения истории является развитие исторического мышления. Поскольку историческое мышление - часть или сторона общего мышления, при обучении истории важно стремиться к развитию таких его качеств, как самостоятельность, критичность, доказательность, глубина.

Ученики должны уметь анализировать учебный материал, находить в нем главное, правильно выделять, сравнивать и обобщать их признаки и связи, прослеживать закономерность общественного развития, локализовать исторические события и явления во времени и пространстве.

В учебниках истории имеются схемы, карты, иллюстрации, фотографии, которые помогают ученикам с помощью учителя правильно разобраться в тех или иных событиях, лучше понять как жили люди в далекие и близкие от нас времена. Цицерон говорил: «Не знать, что случилось до твоего рождения - значит всегда оставаться ребенком».

На уроках истории и «Человек и общество» можно применять разные формы критического мышления. Это работа с ключевым словом, индивидуальных и сравнительных характеристик, составление схем, кластеров, эссе, ответы на заранее поставленные вопросы, путешествия в прошлое и т.п.

Например: история Казахстана 6 класс

Тема: «Расселение саков. Сакское общество».

 

 

 

Этот кластер помогает учащимся лучше понять важную тему в истории Казахстана.

Всемирная история 6 класс тема «Древняя культура Индии».

Искусство Индии

- храмы:

1) пещера

2) открытая личность

 

Образование

1) дроби

2) ноль

 

Наука

1)Календарь – 12 месяцев – 30 дней

2)Земля – форма шара V-Vi в.

3)Земное притяжение

4)Ось земли

5)Лекарственные травы

6)Лечили болезни – гепатит, головная боль, болезни суставов, диагнозы

 

Человек и общество 10 класс, тема «Эстетика - философская наука». Идет обсуждение новой темы, учитель настраивает учащихся на активную работу на уроке, а потом дается самостоятельная работа составить кластер: голь эстетики.

В 6 классе в учебнике много иллюстраций, карт и учитель активно использует этот материал для получения знаний. Организовать можно - путешествие, экскурсию, рассказ, анализ, сравнительную характеристику.

Элементы критического мышления активно применяются и используются при преподавании истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОЯ РОДИНА КАЗАХСТАН

 

 

 

 

 

 

Цель урока:

- обобщить изученный материал по истории Казахстана;

- уважение, любовь, патриотизм к родному краю.

 

Оформление - карты: «Политическая карта» «Казахстан».

 

Работа с картой

1. Где находится Казахстан? ( в центре материка Евразии).

2. Какое место в мире занимает Казахстан по площади? (9-е).

3. Какая область самая большая? (Карагандинская область).

 

16 декабря мы отмечаем день Независимости. История нашей Родины ведет свое начало в далекое прошлое, когда на территории проживали тюркские племена, историю которых мы изучали с 1 сентября.

 

Орг.момент- созданы две команды:

«Батыры»

«Тюрки»

 

I тур: Представление команд.

Тюрки - основали первые государственные образования.

 

II тур. Команды получают задание

«Культ огня»

«О скотоводстве»

 

Задание-вопросы к болельщикам:

болельщикам «Батыры»

1. Кто получил титул «елхан»? (Бумын)

2. Первый исторический памятник тюрков? (письмена «Культегии»)

3. Кто из вождей тюрков совершил удачные походы против Танской империи. (Ушлик)

4. Где выпускались тюргенские деньги? (г.Тараз)

 

болельщикам «Тюрки»

1. Что он означает «елхан»?(всенародный)

2. Что означает слово «будуи»? (страна народов)

3. Кто такой Культегии? (знаменитый военно начальник - Каган)

4. Имя известного ученого-Востоковеда (Бартольд)

 

Отвечают команды

III тур. Команды получают новое задание.

 

«Батыры» - Что относится к материальной культуре?

 

«Тюрки» - Что относится к духовной культуре?

 

Вопросы к болельщикам.

болельщикам «Батыры»

1. Назовите известные тюркские города. (Истиджаб, Тараз, Талхир, Алмалык, Сулб, Кунгит, Баласагун, Кулан, Талгар)

2.Столица Огузов. (Янчикент)

 

болельщикам «Тюрки»

1. Назовите реки, которые протекают на землях тюрков.(Сырдарья, Арысь,Талас, Или, Сарысу)

2. Расскажите о происхождении слова «Огуз». (уыз-молочная река, ок-стрела Огиз - «вол»).

 

Отвечают команды.

IV тур.

Задание командам. «Батыры»- что относится к прикладному искусству? «Тюрки» - Развитие скульптуры в Казахстане.

 

Вопросы к болельщикам.

болельщикам «Батыры»

1. Как вы понимаете значение слова «архитектура»?

2. Сколько букв в древнетюркском алфавите? (35)

3. Какой хан объявил ислам гос.религией. (Муса Богра-хан)

 

болельщикам «Тюрки»

1. Что такое «Сардоба»?

2. Сколько эпосов в книге «Коркыт -Ата»?(12).

3. Кому поклонялись тюрки? (Тенгри,Умай)

 

Отвечают команды.

Вывод: Наша тема «Моя Родина Казахстан». Сегодня на уроке мы закрепили свои знания о тюрках, которые заложили основы для формирования казахского народа, создали первые тюркские государственные объединения. Углубили свои знания о культуре, религиозных верованиях, прикладном искусстве, архитектуре, скульптурных произведениях той эпохи.

В заключении ученики вспоминают пословицы о Родине. Ставятся оценки за урок, отличаются команды, лучший игрок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Абай мен Пушкин шығармашылығының сабақтастығы»

 

 

 

 

Қаңтар айының 29 күні кешкі оқу болімінде 10 сыныпта "Абай мен Пушкин шығармашылығының сабақтастығы" тақырыбында сабақ өткізілді. Сабақтың мақсаты: әрбір оқушыны өз бетінше білім алуға үйрету. Сабақтың түрі аралас сабақ. Сабақта жоспар бойынша интерактивті тақтадан Абайдын балалық шағы көрсетіліп, оқушылар өзара әңгімелесіп талқылады. Сонымен бірге Семей қаласындағы Абай Құнанбайұлының 150 жылдығына арналып қойылған ескерткіш туралы оқушылар диалог құрып, өз ойларын ортаға салды. Жоспар бойынша соңғы әңгіме Абайдың достары туралы болып, кімнің қандай дос екені айқындалды. Оқушылар осы сабақта Абайды қаншалықты танып білгендіктерін көрсете білді.