Изучаем казахский язык

кеш
поздно
Пользователь

Духовно-нравственное и эстетическое воспитание

«Мы должны построить общество, где ценятся честь, достоинство и репутация каждого, где присутствует высокая мораль, этические стандарты и духовные ценности». Всё это возможно только через постижение таких общечеловеческих ценностей, как любовь, добро, истина, красота, нравственность, духовность". Н.А.Назарбаев

Программа нравственного и духовного воспитания актуальна в воспитательном процессе, так как нравственное и духовное воспитание во все времена было одной из важнейших задач.

Цель нравственного и духовного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, педагог превратил во внутренние стимулы развития личности каждого ученика; воспитал такие социально значимые качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство, толерантность, милосердие. Понятие "нравственное и духовное воспитание” достаточно широкое.

Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами“.

В.И. Даль толковал слово мораль как „нравственное ученье, правила для воли, совести человека“. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: „Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека“.

В современной педагогической литературе понятие нравственность рассматривается, как показатель общей культуры человека, его достоинств, приверженности общечеловеческим ценностям; внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

Что подразумевается под понятием духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя — в поисках и открытии самоценного, самосовершенствования; в стремлении найти ответы на „извечные вопросы бытия“ — об устройстве мира, истине, о добре и зле. В педагогике под понятием духовность подразумевается вдохновенно- чувственная сторона жизни человека и человечества, особый образ мышления и жизнедеятельности людей, основанный на приоритете нематериальных, гуманных ценностей. Сердцевина воспитания – развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, то человек как бы непроизвольно правильно ориентируется в окружающей жизни.

 

  Духовно-нравственное возрождение нашего Отечества невозможно без развития соответствующей системы образования и воспитания. Сегодня актуальным становится вопрос о воспитании в человеке уважения к традиционным нравственным ценностям. Казахстан нуждается сегодня в национальном воспитании духовного характера, основу которого составляет любовь к Отечеству, а также гражданская ответственность перед ним, национальный дух, справедливость, вера, совесть, честь. Без духовно-нравственного воспитания невозможно быть культурным и образованным человеком, понимать смысл многих литературных и музыкальных произведений, нельзя развить высоконравственную гражданскую позицию, пробудить чувство патриотизма, осознать необходимость жить нравственно.

 

Работа ШЛ №101 по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию осуществляется в рамках школьного проекта «Шабыт»

 

Цель:

 Создание условий для формирования духовно-нравственной, поликультурной личности, способной к внутренней и внешней реализации нравственно-эстетических норм.

Задачи:

Направлять ценностные ориентиры учащихся

Способствовать гармоничному развитию внутреннего мира с внешней средой

Активизировать нравственное развитие учащихся

Совершенствовать приобретенный опыт духовно-нравственных и эстетических норм

 Расширять границы познания мира прекрасного через все школьные предметы

Реализация проекта представлена следующими формами работы:

 1 Школьные тематические линейки

 2 Классные часы

 3 Праздничные концертные программы

 4 Внеклассные мероприятия

 5 Конкурсы

 6 Работа «Школы семейного воспитания»

 7 Акции 

 

Анализ работы ШЛ №101

По духовно-нравственному и эстетическому воспитанию

2015-2016 год

  Одним из приоритетных направлений в общеобразовательной воспитательной системе РК является сегодня духовно-нравственное и эстетическое воспитание подрастающего поколения. Президент Н.А. Назарбаев отмечает огромную значимость этого направления в школах. Именно в этой среде можно наиболее эффективно развивать духовность и нравственность учащихся, через разнообразные формы работы. Духовно-нравственное и эстетическое воспитание в ШЛ №101 ведется в рамках школьного проекта «Шабыт» и имеет уже свои наработанные в этом направлении добрые традиции и эффективные методы и формы работы.

 За 2015-2016 учебный год   в школе достигнуты уже определенные результаты, которые можно отследить через активность и отзывчивость учащихся к разного рода благотворительным акциям, проявления милосердия и уважения к людям, понимание    и правильное восприятие окружающего мира ,что наиболее ярко проявляется на уроках самопознания через ответы и творческие работы учащихся. Систематическая работа ведется в раках школы семейного воспитания «Мейірім» так как педагоги школы понимают, что семья сегодня является важнейшей социальной средой формирования личности, влияющим на воссоздание мыслей, образа жизни и отношений. Доброй традицией стало проведение праздника Дня семьи Так в сентябре 2015 года были проведены ряд мероприятий, посвященному этому празднику: Семейная гостевая, тема которой касалась общечеловеческих ценностей воспитания ребенка в семье (участвовали родители 1-классников). Здесь родители могут поделиться секретами и опытом семейного воспитания. Веселые старты с родителями, конкурс рисунков. Все эти мероприятия направлены на развитие семейных ценностей и укрепления семейных уз. Ежегодно ученики 7 класса не забывают проявить внимание, навестить и поздравить своегоодноклассника Мауленова А. Милосердие и доброта, внимание и забота-эти общечеловеческие черты важны сегодня для наших детей, чтобы быть достойным человеком. Весь педколлектив и учащиеся не остались равнодушными к чужой беде и помогли в сборе средств для больного ребенка и приняли участие в благотворительном концерте «Сәбіге өмір сыйла».С праздничной програмой , понимая всю важность своей миссии выступили юные артисты  и участники ансамбля «шаттык» в  областном центре «умит».Выступление отмечено благодарственным письмом. Наши ученики уже не первый год проявляют заботу о пожилых людях, посещая центр «хоспис». Результативность духовно-нравственного воспитания в школе среди учащихся можно проследить в том, что ребята уже сами проявляют инициативу и организованность. Огромную работу проводит со в своими учениками и родителями учитель Ни М.С. В этом году ребята  во главе с классным руководителем смогли проявить еще больше внимания. силами наших учеников был проведен субботник на территории центра. Ребята смогли помочь вывести на прогулку пожилых больных людей и пообщаться с ними. Такие моменты воспитывают в наших учениках доброту и милосердие, умение сострадать. Классные руководитель 9 д, 5 г класса также оказали помощь центру- это их доброта учит детей быть милосердными. Постоянную заботу и внимание учит проявлять к людям руководитель кулинарного профиля Брежнева Н.С. Ее ученики привезли сделанную своими руками выпечку для больных старичков. Радость и понимание счастья драят детям такие поступки.

Уважение, патриотизм, нравственность и эстетика эти черты развиваются у наших учеников посредством проведения школьных тематических линеек, классных часов, внеклассных мероприятий:

Интересной и запоминающейся была тематическая линейка «Годы Независимости РК» Здесь, посредством составленного сценария прослеживается у ребят, чувство гражданственности, любовь к Родине, гордость за страну, патриотизм.   Кафедра филологов провела внеклассное мероприятие «Образ женщины в русской литературе», «Путешествие в страну литературию». Пример положительных героев –один из важных воспитательных моментов. Кравчук Т.В. Тюменева В.И., Ни М.С.- целенаправленно подошли к выбору тем. Как результат- глубокие, содержательные сочинения, стихи, эссе, с которыми наши ученики занимают призовые места на республиканских, областных и городских конкурсах.  Так, например, стихотворение «Мой учитель» руководитель Гродникова Н.В.-область 1- место-ученица Полищук А., «Дорога к истокам» 1 место-область-Полищук А .рук.Гродникова Н.В.,сочинение о своем дедушке-ветеране-1 место –республика-рук. Ни М.С-Кортяг А.

Кафедра ТПО-это те уроки и мероприятия, где учащиеся школы учатся познавать и уважать культуру страны, традиции, обычаи. Интегрированный урок педагогов Скориковой М.П. и Л.В.ознакомил детей с народным творчеством, художественным дизайном казахского орнамента в технике аппликация на войлоке. Здесь помимо всего идет и развитие художественно-эстетического вкуса.В сентябре в рамках идеи Главы государства создания общества Всеобщего Труда проведён месячник популяризации человека труда проведены:

- беседы, круглые столы (Пономарёва Л.В., Брежнева Н.С.)

- конкурс агитационных плакатов по теме «Славим человека труда» (Скорикова М.П.)

15 сентябрябывшая выпускница школы-лицея №101 Подайницена Катерина и Лисневский Виталий студенты 4 курса, Карагандинского коммерческого колледжа, рассказали о выборе профессии, своём колледже и профессиональной практике в ресторанах города Караганды. Студенты показали мастер-класс по карвенгу - искусству художественной резки по овощам и фруктам.

Муратов Алмас, студент 3 курса и   Абильдин К. П. преподаватель Карагандинского транспортно-технологического колледжа рассказали о специальностях колледжа, на каких предприятиях и кем будут работать студенты колледжа.

Конкурс агитационных плакатов в 5-х классах по теме «Славим человека труда» организовала учитель профессионально-ориентированного обучения Скорикова М.П.

Учащихся 9-х классов по профилю «Художественные промыслы» встретились с художником Исабаевым Б.И.- все это влияет на становление позитивности духовного и нравственного мира наших учащихся.Совместно с методистом по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию Гродниковй Н.В. и Брежневой Н.С.был проведен ряд мероприятий по эстетической направленности. (Культура поведения за столом и др.)

 Методическое объединение эстетического цикла за период 2015-2016 уч. года провело ряд праздничных тематических концертов и уроков, внеклассных мероприятий.  Развитие творческого потенциала учащихся, развитие художественного эстетического вкуса, культура поведения на сцене, культура общечеловеческая, постижение красоты мира музыки своего народа и других народностей, исполнение тематического песенного материала, слушание музыки – все это вносит вклад в развитие и обогащение духовного и нравственного мира ребенка. Победы учащихся на международных, республиканских и городских конкурсах -результат работы педагогов Заит П. и Гродниковой Н.В.

Эстетическая направленность отражается и во внешнем виде учащихся.Так в этом году девочки решили разработать и показать другим, как можно ухаживать за собой в плане прически.   Критерии – мобильность, современность.  Провели мастер –класс-и получилось!

 Пусть еще не все- но начало положено и наглядный пример –есть!

  Особой духовно направленностью отличаются уроки самопознания. Традицией стало писать письмо-обращение к миру «мир, я хочу тебе сказать». Ученики пишут свои мысли об окружающем мире, о том, что их волнует и или радует, причем делают это обдуманно и смело, а это значит, что педагоги ведут правильную, целенаправленную работу с учащимися.  Ученик 5 класса в этом году решили изготовить кормушки для птиц.  К этому их с подвигли темы по предмету самопознание о любви к миру, природе и главное внимание педагогов к желанию детей творить добро. В этом году был проведен семинар по внеклассной работе предмета самопознания, где были показаны различные формы работы- это опять же как положительный результат работы педагогического коллектива в целом и учителей самопознания в отдельности.

 В целом работа педагогического коллектива ШЛ №101 ведется систематически, целенаправленно и дает свои положительные результаты, что можно отследить из вышесказанного.  «Мы должны воспитать молодежь высоконравственную, с активной и положительной гражданской позицией-все в наших руках -руках детей и их родителей»! Вот главное кредо педагогического коллектива шл №101!

 

                                   Школьные тематические линейки

Школьные линейки - это своеобразная рефлексия, подведение итогов, осмысление происходящего. Это огромная воспитательная функция и возможность для учеников почувствовать себя членом большого коллектива. 

  

  

  

Классный час – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы к окружающему миру

 

Акции

Целью проведения благотворительных акций является привлечение внимания максимально широких социальных слоёв к каким-либо общественным или личным проблемам.

  

 

Праздничный концерт

Подготовка и проведение праздников служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках формирует у  школьников дисциплинированность, культуру поведения. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы эстетического воспитания.

Школа семейного воспитания  "МЕЙРІМ"

В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, имеющую свою позицию, умеющую выбирать приоритеты, определять значимость своих поступков, находить собственный смысл в жизни.

На формирование личности школьника значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

12 апреля 2017 года была опубликована статья Главы Государства Казахстана, направленная  на  модернизацию общественного  сознания. Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Болашаққа бағдар: Рухани жаңғыру» («Курс в будущее: духовное обновление»). Обращение, представленное Президентом страны Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, в первую очередь было адресовано молодежи. Сегодня, глядя на происходящие политические, макроэкономические  процессы, как никогда важна духовная составляющая. Именно она придает силу, веру, нерушимость и незыблемость всех основ мировых цивилизаций.

  Каждый гражданин РК должен внести свой вклад в решение задач, поставленных Президентом перед   страной. Решение этих задач стоит  сегодня и перед нашей школой. Духовно-нравственная направленность  воспитания молодежи является  одним из главных аспектов.  В рамках школы продолжает свою работу проект «Шабыт»  Деятельность проекта представлена различными формами работы как новыми, так и уже ставшими доброй  традицией для учащихся лицея.

 Например: Акция «Ақниет», проведения мероприятий, посвященных дню Толерантности, «День пожилого человека», встречи  с ребятами из центра «Уміт», интерната «НОДА» Где наши ученики не только оказывают помощь, но и готовы прийти для общения, для проведения мастер – классов и т.д..

 Сегодня , как результат, это стало уже одной из жизненно- важных ценностей и потребностей наших детей, как человека и гражданина  духовно и нравственно  развитого на определенном уровне.

 

МЫ ТОЛЕРАНТНЫ, А ЗНАЧИТ ДРУЖНЫ.          

  Толерантность – это замечательная  и очень важная черта характера каждого жителя  и планеты в целом, и каждого гражданина любой страны. Понимание  значимости этого слова и его глубокое осмысление дает возможность жить в мире и согласии, а также  уважать культуру каждого народа.   Внедрение на уроках физкультуры национальных игр в рамках этого дня, позволило ребятам ближе прикоснуться к  культуре других народов.

Толерантность-залог мира, счастья и дружбы - мы ученики нашего лицея  это помнят и знают!

  Доброй и уже, наверное, просто необходимой, стала добрая традиция ШЛ №101 проводить акцию «Ақниет».Помощь реабилитационному центру «Уміт», «Хоспис» - это стремление и желание наших учеников, учителей и  родителей быть рядом с теми, кому они нужны, и тем, кого их  добрые сердца согревают  в нужную минуту. Ребята, посетив центр, подарили детям маленькие браслетики, изготовленные своими руками, пообщались с ними.

Наши ученики сегодня понимают, что доброта должна быть бескорыстной, ибо только тогда ты сможешь получить капельку своего настоящего счастья! Они понимают и стремятся понять то, что добрые дела-это не обязанность-это долг ,совесть и честь каждого человека.

 Пусть сегодня каждый гражданин Казахстана подарит другому радость и счастье!  И пусть сегодня станет на одного счастливого человека больше! Мы - граждане толерантной страны!

  

  

  

29 ноября, на параллели 2 классов прошел праздник, посвященный дню Первого Президента Республики Казахстан.  Учащиеся исполнили государственный гимн, затем дружно скандировали:

«Нурсултан - Казахстан!

Казахстан – Нурсултан!»

Каждый класс произнес поздравительные слова в адрес Елбасы. Педагоги  кафедры эстетического цикла рассказали ребятам о роли музыки в жизни Президента,  показали видеосюжеты, где ученики смогли увидеть, как   Нурсултан Абишевич  замечательно владеет домброй и прекрасно поет. Затем  ребята  исполняли  песни о детстве, школе, дружбе, о Родине! Закончился праздник исполнением  песни «Атамекен».

 

Да, поистине -  СЧАСТЛИВЫЕ ДЕТИ  -  СЧАСТЛИВАЯ СТРАНА

В рамках  празднования  Дня президента были проведены   уроки музыки на тему «Музыка в жизни президента»  в 5бклассе(учитель музыки Гельманова Я.М.), где дети посмотрели видиосюжет о президенте и его роли в развитии музыкальной культуры Казахстана, исполнили песню «Үш қоңыр». В 5в классе была подготовлена презентация на эту же тему( учитель музыки Гельманова Я.М)

Советуем прочесть (статьи для родителей)

 

 

 

 

http://kargoo.gov.kz/files/loader/1476678813376.pdf

http://kargoo.gov.kz/files/loader/1476680127404.pdf