Изучаем казахский язык

Тек жүрсең, тоқ жүрерсің.
В мире будешь жить – всегда будеш сыт.
Пользователь

Областные проекты

Геоград

 

Педагогический проект «Геоград»

по развитию навыков в области естественнонаучной грамотности,

в рамках обеспечения преемственности учащихся 3-6 классов

Актуальность

        В настоящее время в Казахстане происходит становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство.

        В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования Казахстана.

        В условиях модернизации роль предметов естественно научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения, жизненно важных для людей задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и др.). Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

        Важнейшим элементом обучения школьников естественнонаучным дисциплинам, служит практико-ориентированный подход. Главная цель образования – не «вложить знания в голову детей», а по возможности, познакомить ребят с картиной мира и научить их пользоваться ею для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Изучение физики, химии, биологии невозможно без практических занятий. Только освоение инновационных методов дает представление о современной науке, что важно как для профессиональной ориентации обучающихся, так и формирования правильной научной картины мира.

        В практике школьного образования, практически, отсутствует исследовательская работа. В результате выпускники школ имеют отдаленное представление о том, что такое современный уровень исследовательской работы и что такое эксперимент.

        В рамках реализации обновленного содержания образования в начальной школе внедряется новый предмет «Естествознание», который направлен на формирование целостного научного восприятия окружающего мира, первоначальных навыков исследования в начальной школе и закладывает основу для изучения предметов «Физика», «Химия», «Биология», «География» в основной школе.

        В области естественных наук понимается развитие у школьника системы знаний, умений, навыков, а также способов деятельности и способов действий, связанных с изучением природы во всех её проявлениях, и формирование естественнонаучной картины мира. Такое образование базируется на результатах наблюдений, экспериментальных исследованиях и их интерпретации с использованием современного математического аппарата. 

Естественнонаучное образование неразрывно связано

-  с инженерным образованием, являясь его фундаментом;

-  тесно связано и с гуманитарным образованием, базируясь на философском осмыслении мироздания и являясь в то же время основой научной картины мира;

-  имеет место связь с экологическим образованием, в котором пересекаются естественнонаучные и инженерные аспекты. 

Таким образом, в процессе естественнонаучного образования опосредованно осуществляется воспитание и развитие личности, выражающееся в сформированности естественнонаучного мышления и мировоззрения.

Свойства и качества личности, проявляющиеся в ценностном отношении к природе и окружающему миру, – результат целенаправленного создания условий для их привития в процессе развития у школьников естественнонаучных знаний и умений.

Главное в современном знании – его инструментальный характер: ученик, полноценно овладевший естественнонаучным знанием, одновременно овладевает умением его применять, поскольку оно неразрывно связано с действием. Современный деятельностный подход не допускает противопоставления знания и умения (как это имело место в отходящем в прошлое традиционном обучении): формула «знает, но не умеет применить» трансформируется в формулу «не умеет применить, следовательно, не знает» (В. В. Давыдов). 

Гипотеза:

        Если педагог для  развития функциональной грамотности у школьников постоянно изучает теоретический материал по данной теме, использует на практике и занимается:

-  формированием у обучающихся естественнонаучной картины мира;

-  создает необходимые условия во время учебной деятельности;

-  применяет новые технологии в обучении;

-  разрабатывает упражнения и задания, то это позволит поднять уровень

развития функциональной грамотности учащихся на более высокую ступень и повысит качество подготовки к обучению в среднем звене, адекватной современному уровню качества естественнонаучного образования.

 

Цель: создание целостного представления о научной картине мира, повышение уровня естественнонаучной компетентности школьников для развития интересов, склонностей и способностей учащихся использовать естественнонаучные знания в реальных жизненных ситуациях. 

Задачи:

1. Изучить теоретический материал по естественнонаучной грамотности.

2. Изучение и применение различных активных стратегий для развития естественнонаучной грамотности.

3. Разработка примеров заданий в соответствии с требованиями  Международных исследований.

4. Разработка и внедрение курсов по развитию функциональной естественнаучной грамотности.

5. Организация работы естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» для создания и функционирования лабораторий (приложение 1).

Цель: формирование у участников познавательного интереса к изучению окружающего мира, углубление и расширение знаний по предметам естественнонаучного направления, выявление и развитие творческих способностей, интереса к научно-исследовательской деятельности.

6. Развитие сотрудничества с дополнительными организациями образования для формирования  проектно-исследовательской учебной деятельности.

Срок реализации проекта: сентябрь 2016 год - май 2019 год

Ожидаемые результаты:

1.     Повышение уровняестественнонаучной грамотности младших школьников и среднего звена.

2.     Будут разработаны программы интегрированного обучения предметам естественнонаучного цикла, курсов по выбору.

3.     Организована работа естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» через создание лабораторий:

«Молекулы здоровья» - проекты на темы связанные о вреде и пользе питания, окружающего мира;

«Экология »- проекты на темы связанные с экологической проблемой;

«Космос» - проекты на темы связанные с космосом и окружающим миром;

«Леготека»- знакомство с основами леготеки.

4.     Организация мероприятий по различным направлениям работы со школьниками: проведение предметной олимпиады, конкурсов, фестивалей, интеллектуальных игр, факультативных и кружковых занятий в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

5.     Разработка сборника заданий по функциональной естественнонаучной грамотности.

 

Этапы работы над проектом:

 

1       Этап 2016-2017гг. – подготовительный. Оценка условий реализации проекта. Выработка критериев оценки проекта.

Задачи этапа:

1.     Определить участников проекта (регион, количество учащихся и учителей).

2.     Создать творческую группу по подготовке проекта к реализации.

3.     Разработать программу реализации проекта.

4.     Разработать критерии оценки эффективности реализации проекта.

5.     Разработка интегрированных программ, курсов по выбору.

6.     Организация работы естественнонаучной школы «Лаборатория Z+» через создание лабораторий:

«Молекулы здоровья» - проекты на темы связанные о вреде и пользе питания, окружающего мира;

«Экология »- проекты на темы связанные с экологической проблемой ;

«Космос» - проекты на темы связанные с космосом и окружающим миром;

«Леготека»- знакомство с основами леготеки.

7.     Проведение предметных недель: «Земля у нас одна – другой не будет никогда».

 

2 этап 2017-2018гг. – формирующий. Реализация проекта.

Задачи этапа:

1.     Провести серию семинаров по направлениям:

§  развитие функциональной грамотности школьника по естественнонаучной грамотности;

§  логика и критическое мышление.

2.     Внеклассная работа по познанию мира и естествознанию:

§организация работы, обеспечивающего возможности участия школьников в системе школьного дополнительного (факультативы, курсы, кружки, индивидуальные занятия) и внешкольного образования.

3.     Разработка сборника заданий по функциональной естественнонаучной грамотности.

3 этап 2018-2019гг. – обобщающий. Качественный и количественный анализ результатов реализации проекта.

Задачи этапа:

1.     Подведение итогов реализации проекта.

2.     Конкурс дистанционных проектов: «На пороге новых открытий…»

3.     Проведение семинаров по итогам реализации проекта.

4.     Диагностика, анализ и обобщение полученных результатов.

5.     Стендовая защита по подведению итогов проекта за 3 года.

Состав творческой группы

для реализации областного проекта «Геоград»

Оношко Кристина Андреевна – учитель 3 з класса

Богданова Екатерина Фаридовна – учитель 3 ж класса

Закржевская Елена Дмитриевна – учитель 3 г и 4 ж классов

Бахтина Ольга Болеславовна – учитель 4 и класса

Момынбекова Жупар Токтаровна – учитель 3 әкласса

Манагбаева Гульнара Турлыбековна – учитель биологии

Абдрахманова Бакыткуль Нуроллиновна – учитель биологии

Алтыбаева Мадина Айтбековна – учитель биологии

Калтаева Жансая Амангельдыкызы – учитель географии

Сатыбалдин Ержан Манатулы – учитель географии

Каримова Гаухар Журсуновна – учитель физики

 

 

В рамках областного образовательного проекта «Геоград» в школе-лицее открыты 3 лаборатории «Молекула здоровья», «Эколог», «Краевед».

В соответствии с планом мероприятий учитель биологии Алтыбаева Мадина Айтбековна провела занятие лаборатории «Молекула здоровья». Тема занятия «Мы то, что мы едим». Ученики рассуждали о пользе овощей и фруктов и о том, как можно отличить здоровые плоды от зараженных.