Коммунальное государственное учреждение "Основная школа…
КГУ "ОШ №44"

Изучаем казахский язык

Ас, тағам, тамақ, дәм
еда, пища.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 52
Новых вопросов: 0

Влияние функциональной асимметрии на обучаемость.

Дата: 2011-11-25 08:43:54

 

Влияние функциональной асимметрии на обучаемость

 

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,

чем мозг, хорошо наполненный»

Если вы попросите кого-либо назвать часть тела, которой он обучается, то наиболее вероятно вам назовут мозг. И эти люди будут правы, конечно. Но это только часть правды, потому, что мозг не может изучать все сам. Ему нужна информация. Другие части тела снабжают мозг необработанной информацией, которую он использует для получения знаний о мире. Глаза, уши, руки и ноги являются также обучающими органами, так как тонко адаптированные сенсоры несут ощущения внешнего мира в мозг. Фактически все органы чувств важны для обучения. Тело связано с психикой очень плотно. Каждый орган, каждая мышца, железа и т.д. имеют представительство в мозге.

Кроме того, мы не одинаково используем наши обучающие органы тела. Например, мы предпочитаем одной руке другую, одному глазу – другой, одному уху – другое. Когда это происходит в нашем сознании, мы стремимся оказать внимание одному полушарию мозга. Такое стремление к предпочтению одной стороны другой называется латеральной доминантой (боковым преобладанием).

Как ученики мы также оказываем предпочтение некоторым чувствам. Одни люди учатся лучше, когда видят вещи, другие предпочитают слышать о вещах, некоторым для понимания необходимо мастерить модели. Эти врожденные тенденции и они вносят свой вклад в наши уникальные стили обучения. Любые стили обучения, по существу, не хороши и не плохи. Они просто направлены на определенные типы восприятия.

Когда поступает новая информация, или, что более значимо, во время стресса, мы больше задействуем те сенсоры, которые напрямую связаны с доминирующим полушарием мозга, т.к. именно оно в таких ситуациях берет на себя большую нагрузку. Ведомое полушарие как бы блокируется, следовательно блокируются и те органы, которыми оно управляет.

Два полушария мозга

Наш мозг состоит из двух различных полушарий, связанных в центре узлом нервных окончаний, который называется мозолистым телом. Каждое полушарие развивает и обрабатывает информацию специфическим образом. Левое (логическое) полушарие (обычно с левой стороны) имеет дело с деталями, частями, обработкой языка и линейным анализом. В противоположность этому правое полушарие (гештальт (образное)) – означает обрабатывающее целиком или глобально, по сравнению с линейной обработкой. Правое полушарие имеет дело с образами, ритмом, эмоциями и интуицией.

Оба полушария связаны пучком нервных волокон, который называется мозолистое тело. Оно действует как сверхбыстрый путь, позволяющий быстро взаимодействовать обоим полушариям. Когда существует хорошая связь между двумя половинами, в результате появляется единое мышление. Чем больше активизируются оба полушария для использования, тем больше связей формируется через мозолистое тело. Следовательно тем быстрее обработка между полушариями, и тем более разумно мы способны действовать. В действительности необходимо использовать оба полушария мозга, чтобы быть действительно мастером в чём-либо. Но, как замечено выше, во время стресса или получения новых знаний, люди всегда будут предпочитать использовать доминантное полушарие.

 

 

Левое полушарие

Левое (логическое) полушарие обрабатывает информацию из кусков до целого линейным способом. Оно также имеет дело линейным способом с числами и предпочитает технику обучения новому мастерству шаг за шагом.

Доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, имеет словесно-логический характер познавательных процессов.

            Левое полушарие специализировано на оперировании словами, условными знаками, символами; отвечает за математические и языковые способности, навыки  чтения, письма и счета, контролирует речь, обеспечивает вербально-логическое, конвергентное (нацеленное на выработку одного единственно правильного решения) мышление, запоминает стихотворные строки, факты, имена, даты и их написание.

Следует отметить, что школьное обучение ориентировано на детей с доминированием левого полушария. В худшем случае, они могут оказаться в ситуации затруднения из-за сочинения на свободную тему, математической задачи в картинках, некоторых видов самостоятельных работ.

Правое полушарие

Правое полушарие отвечает за образное мышление и обрабатывает информацию через образ, ритм, движение, эмоции и интуицию. Это полушарие должно быть рассмотрено как творческое сознание из-за его любознательной спонтанной природы.

Правое полушарие специализировано на обработке невербальной информации и ориентации в пространстве, воображении, художественном творчестве и способности к изобразительному искусству, обеспечивает интуитивное, творческое, дивергентное (нацеленное на выработку возможно большего числа вариантов решения проблемы) мышление, запоминает образы, лица, картины, позы, голоса.

Для правополушарных детей школьное обучение является стрессом и приводит к хроническому интеллектуальному перенапряжению. При обучении правополушарных детей счету, чтению и письму происходит торможение ведущего правого, и перевозбуждение, перегрузка левого полушария, что может  привести  к возникновению школьного невроза.

Перекрестный контроль

Вдобавок к этим различиям в специализации полушарий, существует другое различие между двумя сторонами мозга, каждая из которых контролирует различную сторону тела. Мозг обладает скрещенным способом соединения с частями тела так, что каждая сторона тела связана с противоположной стороной полушария мозга. Все функции правой стороны тела либо контролируются левым полушарием. И наоборот. Следовательно, например, правый глаз связан с левым полушарием, а левый глаз – с правым полушарием. Левая рука посылает информацию и контролируется правым полушарием, а правая рука посылает и получает сигналы от левого полушария, и так через все тело.

Органы чувств, которые находятся на противоположной стороне тела от доминанты полушария, связаны наиболее эффективно с мозгом даже во время стресса.

Например, если ваша доминанта полушария на левой стороне, а ваша доминанта глаза – на правой стороне, то вы способны принимать визуальную информацию в любое время, даже в стрессовой ситуации. Видение будет предпочтительным способом обучения для людей с доминантой глаза противоположной доминанте полушария, и, таким образом, они будут рассматриваться как визуальные ученики.

Именно во время получения новых знаний или стресса недоминирующее полушарие стремится радикально уменьшить свои функции, предоставив доминирующему полушарию заботится о базовых потребностях. Это состояние подавленного функционирования в одном полушарии называется односторонним состоянием. В противном случае, когда оба полушария функционируют оптимально и враз, называется интегрированным состоянием, и это ключ к высшему уровню логичного рассуждения и творчества.

Левое полушарие (Логическое)

 

Правое полушарие (Образное)

 

обработка частей до целого

обработка целого до частей

части речи

понимание языка

синтаксис, семантика

метафоры, эмоции, значения

буквы, печатание, проговаривание по буквам

ритм, диалект, применение

числа

вычисления, применение

поиск различий

поиск сходства

контроль чувств

свобода чувств

ориентация на язык

предпочтение рисованию, ручные манипуляции

планирование, структурирование

спонтанность, текучесть

последовательное мышление

одновременное мышление

ориентация на будущее

ориентация на настоящее

чувство времени

отсутствие времени

ориентация на социальную структуру

ориентация на людей

Под стрессом

Под стрессом

интенсифицирует деятельность (много усилий)

потеря способности хорошо логически размышлять

Без результатов

действует не подумав

без общего понимания

чувствует перегруженность

без радости

имеет ужасное выражение

без понимания способа действия

не может запомнить детали

Может появиться механичность, Напряженность, натянутость

может проявиться эмоциональным из ряда вон выходящим действием

 

 

 

2. Как определить доминирующие профили

Рука – не зависимо от руки, которой Вы в настоящее время постоянно пишете. Вы можете помочь другим людям определить их ведущую руку, предложив им ручку или карандаш на уровне их средней части тела (на уровне талии). Какой рукой они коснуться, чтобы взять ручку или карандаш, та и будет их действующей доминирующей рукой.

 

Глаз- Держите ваш большой палец вытянутой руки, направляя его на вертикальную линию интерьера (дверь, оконную раму, картинную раму и т.д.) и сфокусируйте на нем оба глаза. Вы, вероятно, увидите двойное изображение – это нормально. Не двигая большим пальцем и головой, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Который глаз держит изображение вертикального объекта на одной линии с пальцем, тот и является доминирующим. Или, сделайте окошко пальцами двух рук. Держите окошко на длине вытянутой руки. Сфокусируйте оба глаза через окошко на линейном объекте (лице другого человека, дверном косяке и т.д.). Не двигая окошко или голову, закройте один глаз, затем откройте его и закройте другой глаз. Тот глаз, который держит изображение – ведущий.

Ухо -Представьте, что за стеной есть люди, которые говорят о вас. Подойдите к стене и приложите ухо так, чтобы слышать, что они сказали. Которое ухо вы приложили к стене?

Нога - Поднимитесь на подножку или кресло и отметьте, какую ногу вы использовали первой. Или пните мяч и отметьте, какой ногой вы это сделали (полезно, чтобы кто-нибудь посмотрел, чтобы вы об этом не думали).

32 доминирующих профиля

В результате проб латеральных предпочтений становятся возможными 32 уникальных базовых профиля. Они описывают варианты латеральных доминант, с которыми мы рождаемся. Таким образом, ваш основной Доминирующий профиль дает важную информацию о том, как вы легче всего получаете и обрабатываете новое знание, особенно когда оно неоднозначно. Это - карта-схема вашего особенного основного стиля обучения. Когда вы попадаете в новую обучающую ситуацию, наиболее легко вы будете получать информацию от ваших доминирующих органов чувств (ушей или глаз) и выражать (скорее устно, жестами или письменно) вашей доминирующей рукой. Такие основные признаки наиболее очевидны, когда вы изучаете что-нибудь новое или когда вы находитесь в стрессовой ситуации.

Стрессоустойчивость также может быть выражена количественно и зависит от числа ведущих органов, находящихся на противоположной стороне от доминирующего полушария.

 

 

 

 

 

 

 

Пример 1.

Перекрестный профиль.

Стрессоустойчивость – 100% (25% глаз + 25% ухо + 25% рука + 25% нога)

 

Есть доступ ко всем органам чувств даже в стрессовой ситуации, т.е. способен «видеть», «слышать», двигаться даже в условиях стресса. Поскольку преобладающим является левое полушарие, то ориентирован на детальном мышлении. Он сфокусирован на деталях и обработка информации происходит посредством анализа, устного воспроизведения и написания. Предпочитает структурированную форму обучения, ценит порядок. Очень важным для обучения является язык. Склонен планировать движение.

Может испытывать трудности, чтобы связать поступающую информацию с эмоциями и чувствами. Во время стресса, может испытывать трудности с видением целостной, большой картины и поэтому затрудняется делать адекватные обобщения (за которое отвечает правое полушарие (может не видеть леса за деревьями).

Рекомендации:

Этого ученика следует особенно поощрять, чтобы он понимал и синтезировал информацию как целостную картину, используя метафоры, эмоции и движение.

Особенно обогатит деятельность, в которой имеется баланс междуизобразительным искусством, музыкой, свободными движениями и личностными/межличностными навыками, объединенными с познавательными усилиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример 2.

 

Смешанный профиль.

Стрессоустоучивость – 50%.

Тип ИЛП – смешанный. В стрессовой ситуации возможно блокирование работы ведущего глаза и ведущего уха, следовательно будет ограничен доступ к зрительной и слуховой информации. Левый глаз сканирует пространство справа налево. Возможны трудности с чтением или письмом. Может зеркально обращать или переставлять местами буквы и/или числа.

            Даже в стрессовой ситуации активны ведущая рука и нога.

Во время стресса может испытывать трудности с видением целостной, большой картины и поэтому затрудняется делать адекватные обобщения (за которое отвечает правое полушарие (может не видеть леса за деревьями).

Рекомендации:

           

Поощряйте этих учеников исследовать метафоры, эмоции и движение.

           

Когда трудно следовать зрительным/слуховым инструкциям, ему нужно их проговаривать самому.

           

Этого ученика лучше посадить как можно дальше, где он может писать и говорить сам с собой, не причиняя беспокойства другим, или он может быть частью совместно обучающейся группы, которая может свободно говорить во время обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример3.

Односторонний профиль.

Стрессоустойчивость – 0% (все органы чувств находятся на противоположной стороне).

Ведущее полушарие – правое, что характеризует целостность восприятия, образность мышления, творчество, невербальный (неречевой) интеллект. В процессе обучения необходим двигательный или музыкальный ритм. Затруднения в анализе и структурировании. Самый невыгодный профиль для современной системы образования (особенно для мальчиков). В стрессовой ситуации происходит блокирование ведущего уха и глаза, что приводит к невосприятию зрительной и слуховой  информации, а также блокирование ведущей руки и ноги.

Рекомендации:

 

Этого ученика лучше посадить одного за парту там, где он может спокойно внутренне обрабатывать информацию и двигаться, не беспокоя других учеников.

Развивающим потенциалом будут служить специальные перекрестные упражнения, позволяющие гармонизировать и упрочить связь между правым и левым полушарием. А также говорение в мегафон; вязание, письмо или рисование не доминирующей рукой; массирование височных челюстных точек, помогающее общению; ходьба во время обдумывания, танцы, футбол, боевые искусства, типа Тай Чи.

Особенно полезным будут занятия, где есть баланс между рисованием, музыкой, движением, межличностной коммуникацией, в сочетании с познавательной активностью в лингвистике и математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В заключение необходимо сделать предостережение. Эти профили никогда не должны быть использованы для клеймения учеников и разделения их на типы. Они всего лишь указывают направления реагирования, к которым личности наиболее склонны, но не обязательно, что они будут вести себя так всегда. Опасно клеймить людей, так как это блокирует способность видеть весь динамический потенциал уникальной личности. Каждый способен учиться, но каждый стремится обучаться своим уникальным способом.

В спокойной, знакомой не стрессовой ситуации, мы позволяем себе развивать стратегии обучения, которые работают для нас и становятся адаптивными стилями обработки информации. Например, многие настоящие левши учатся писать правой рукой. Это свидетельствует о нашей безграничной способности к адаптации. Люди могут научиться быть хорошими слушателями, лучше наблюдать и понимать визуальную информацию, лучше говорить, лучше координировать движения и так далее.

Другим способом адаптации является одновременное использование обоих полушарий мозга, когда мы работаем или думаем. По мере нашего роста и обучения мы значительно лучше используем одновременно оба полушария мозга. Такой тип латерального профиля называется гармоничным (когда одинаково хорошо развиты оба полушария и налажено их взаимодействие) и обеспечивает как успешную обучаемость, так и высокую стрессоустойчивость. Однако можно и самим развивать межполушарное взаимодействие с помощью различных специальных упражнений и методов.

 

По материалам книги К. Ханнафорд «Доминирующий фактор»