Изучаем казахский язык

Дос
друг
Вопрос-ответ
Всего ответов: 87
Новых вопросов: 7

Психологические советы

КОДЕКС    РОДИТЕЛЕЙ

ПРАВА  РОДИТЕЛЕЙ

 

Избирать и быть избранными в совет школы Вносить предложения на рассмотрение совета школы Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями и администрацией Принимать участие в оценке деятельности педколлектива Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в школе Защищать права своего ребенка и есть семьи Обращаться к психологу и администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам в проблемной ситуации Выбирать профиль обучения ребенка Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и учащихся

 

ОБЯЗАННОСТИ   РОДИТЕЛЕЙ

Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития Быть семейным  психологом, педагогом и врачом. Для этого посещать занятия в школе и читать литературу. Главное в семье - это уважение друг к другу, общность интересов и дел, терпимость и защищенность каждого и его самоценность Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание – это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бывают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка

 

КОДЕКС   УЧИТЕЛЯ

 

УЧИТЕЛЬ  ИМЕЕТ ПРАВО

Проявлять  себя  как личность Иметь свою творческую лабораторию, вести эксперимент Выбирать ведущие направления своей педагогической деятельности Творчески планировать и организовывать педагогический процесс, внедрять авторские идеи и методики, если они дают положительные результаты Быть творческим лидером Требовать уважения своей личности и поощрения своей деятельности

 

УЧИТЕЛЬ    ОБЯЗАН

Быть образцом  Нового Человека, нести высокую убежденность, нравственность, знания. Быть счастливым человеком Быть старшим  другом, надеждой и опорой ученика. Постоянно бороться за доброе отношение к ребенку со стороны окружающих, научиться понимать, уважать его самоценность Оставаться оптимистом в самых сложных обстоятельствах, проявлять великое терпение и сочувствие детям, уметь общаться и сотрудничать с ними Проявлять нетерпимость к косности и рутине, быть мастером своего дела, творческим и растущим специалистом

 

КОДЕКС    УЧЕНИКА

 

УЧЕНИК  ИМЕЕТ  ПРАВО

Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы, выражать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе Излагать классному наставнику, директору школы, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы Требовать уважения своего достоинства Проявлять инициативу в общественных организациях  Участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях  Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и других мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями Отдыхать в перерывах между уроками, на период каникул домашние задания не задаются Требовать открытой и немедленной оценки своих знаний и умений, получения оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями Поведение в школе и за ее пределами оценивается отдельно Быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме письменных контрольных работ. В течение дня может быть проведена только одна контрольная работа, в течение недели - не более 3-х Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, повторную оценку знаний и умений, помощь со стороны товарищей Избирать и быть избранным в совет школы и органы школьного самоуправления

 

УЧЕНИК   ОБЯЗАН

 

Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над обогащением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в выбранных им внеклассных и дополнительных занятиях Действовать на благо школьного коллектива Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитета Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей. Учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен Заботиться о чести школы, ее эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы

 

 

 

Педагогические рекомендации учителю и родителям первоклассника

В каждом доме, где растет хотя бы один ребенок, всегда наступает день, когда в жизнь семьи входит школа.

Школа дает ученику очень многое, но все исходные жизненные установки ребенок получает в семье. Известно, что от родителей зависит очень многое: вся учебно-воспитательная деятельность в школе не будет иметь успеха без тесных контактов с родителями. Именно они должны стать нашими лучшими помощниками, заинтересованными союзниками, доброжелательными участниками единого педагогического процесса. В школе должны отсутствовать две поведенческие "модели" родителей: в качестве "провинившегося ученика" и в качестве "обвинителя". Должна присутствовать третья "модель": родители с адекватным поведением, предполагающее взаимопонимание родителя и учителя на благо ребенку. Работа с родителями – это экзамен, который должны выдержать обе стороны: и учитель, и родители. Родители нужны нам, учителям! Самый внимательный учитель не в состоянии уследить за усвоением учебного материала каждым учеником. Он может уловить слабости, но полностью их устранить могут только родители. Вся беда только в том, что родители, как правило, не готовы к тому, что бы формировать у ребенка умение учиться, да и вообще не понимают огромную значимость этого умения. От этого во многом зависит успешность работы ученика в школе.

У всех родителей в период поступления детей в школу одно желание: подготовить хорошо ребенка к школе, все необходимые условия и предметы. В этом процессе обязан помочь учитель. На первом собрании, задолго до первого звонка, по сути дела еще весной, он должен разъяснить родителям, что от них требуется на данном этапе, научить их как вести соответствующую работу по подготовке ребенка к школе, корректировать их действия на последующих собраниях.

Очень важно заранее учителю подготовиться к работе с будущими первоклассниками и их родителями. Для этого постепенно собирая материал по всем важным темам из газет, журналов, брошюр, книг для бесед на родительском собрании и практической работы с классом. Работа получается большая, но она важна и необходима, так как в спешке можно упустить что-то важное и необходимое.

Можно составить для себя, учителя, план-памятку работы в период подготовки к приему первоклассников, который позволяет обдумать и представить себе предстоящую в новом учебном году работу.

Ниже приводятся практические рекомендации, памятки, советы родителям, оздоровительные минутки для проведения дома и в школе, взятые из разных источников и с удовольствием и благодарностью к авторам, использую в своей практике и надеюсь, что помогут другим учителям в работе с первоклассниками и их родителями.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали". Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. Забудьте фразу"Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Низкая работоспособность с 14-16 часов. Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным. Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то …" Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

 

Советы матерям.

Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же хороший, как и все остальные дети. Не мешайте ребёнку преодолевать трудности, и умело создавайте их. Не ругайте детей, при детях, во имя детей – никого, и тогда ваш ребёнок вырастет незлобным, добрым и обходительным. Не пугайте ребёнка необходимостью читать, и может быть, он полюбит книги. Самое лучшее воспитание – воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упрёками. Разрешайте ребёнку голодать от завтрака до обеда, это его сделает здоровым и весёлым. Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми. Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что – нибудь, не ленитесь отдавать им частицу своей души, и у вас всё получится. Не мучайся, если что не можешь сделать для своего ребёнка, но мучайся, если можешь, но не делаешь. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребёнку то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. Люби своего ребёнка любым: и талантливым, и неудачным, и взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребёнок – это праздник, который ещё пока с тобой! Если ребёнок много видел, много понял, во много поучаствовал, научился выбирать, взаимодействовать, вступать в разумные компромиссы, если он не боится внешней среды и готов к сотрудничеству – вот есть человек!

Советы родителям.

Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Познавательные способности и навыки:

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного на новый материал. Установление причинно – следственных связей. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем. Организация информации. Умение улавливать сложные идеи. Умение наблюдать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Использование альтернативных путей поиска информации. Анализ ситуации. Умение оценивать как сам процесс, так и результат. Умение предвидеть последствия. Умение рассуждать. Построение гипотез. Применение идей на практике. Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество "галочек". Это и будет показателем его развития. Чем больше "галочек ", тем более развит ребёнок.

Как выходить из конфликтов?

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами.

Сосчитать до десяти, чтобы "остыть". Сказать "перестань, пожалуйста". Постараться обсудить проблему. Извиниться. Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало. Уйти, не вступая в споры. Поиграть в другую игру. Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы "подняться над ситуацией" и воспринять её менее эмоционально.

Умейте хранить чужие секреты.

Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида. Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором. Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Оздоровительная минутка. " Упражнения животных".

"Жираф" – голова вверх – вниз, круговые движения вправо – влево. "Осьминог" – круговые движения плечами назад – вперёд, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди). "Птица" – руки поднять (как крылья), круговые движения назад – вперёд. "Обезьяна" – наклон вперёд, круговые движения туловищем вправо – влево. "Лошадь" – поднятие ног по очереди, сгибая в калениях. "Аист" – подняться на носки, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу). "Кошка" – подтягиваем всем телом, поднять вытянутую правую руку, затем левую.

Оздоровительная минутка. "Сотвори солнце в себе".

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).

Законы, нормы и правила школьной жизни).(для учащихся)

Брать от школы только хорошее. Быть всегда открытым для счастья и доброты. Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик. Учись дружить и будь в дружбе верным. Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю. Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека. Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия. Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств. Старайся понимать красоту природы. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки. Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием. Не обижай людей подозрением и недоверием. Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя. Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.

 

 

ПАМЯТКА

 

КАК СДАТЬ ЭКЗАМЕНЫ УДАЧНО.

Как готовиться к экзамену.

1.Определи для себя, что ты знаешь, что  умеешь и чего не знаешь и не умеешь.

2.Составь план повторения.

Ты достигнешь лучших результатов, если будешь повторять одновременно два различных предмета в одни и те же дни (например, математику и историю, географию и русский язык, физику и иностранный язык и т. п.). Лучше, если один из предметов будет любимым, а другой нелюбимым.

3.За день перед экзаменом, а также в дни самих экзаменов не повторяй уже ничего.

 

ТЕХНИКА ПОВТОРЕНИЯ.

1.Выдели время на занятия в паре с одноклассником.Каждый из вас силен в чем-то другом. Важно друг другу помочь, объяснить трудные вопросы.

2.Повторяй материал большими частями. Нужно разделить материал по данному предмету на несколько больших частей, которые объединяются друг с другом по смыслу. Такая часть обычно состоит из нескольких глав.Прочитай всю часть два раза и повтори вслух. Если пока не запомнил, не страшно – отложи это на время.

3.Повтори «забытый материал» за три дня, а в последующие три дня повтори его в той же очередности, в которой учил. При очередном повторении начинай не с прочтения, а с пересказа – вслух и громко!

4.Не повторяй, если не понимаешь. Попробуй разобраться сам. Спроси, как понял этот материал твой друг, с которым вы время от времени вместе занимаетесь. Если еще возникают вопросы, проконсультируйтесь с учителем.

5.Помни о перерывах в работе. Если работаешь быстро, делай перерывы на 10 минут через каждые 30-45 минут работы. Если работаешь медленнее, то делай перерывы через каждый час работы.Иногда, после прочтения или повторения сложного материала, делай очень короткие перерывы (1-2 минуты).

6.Свободное время проводи в движении и на свежем воздухе.

7.На время экзаменов отложи встречи со своей «симпатией» и долгие мечтания о ней. Оставь это «на после».

КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ.

На экзамен ты должен прийти отдохнувшим.Перед экзаменом очень мешает и в подготовке к экзамену, и тем более при сдаче экзаменов. В очень редких случаях этот страх может побуждать к действиям, а чаще он эти действия парализует.Главное, иметь «веру в себя».Должна быть положительная установка: «У меня все получиться! Я справлюсь! Я подготовлюсь и сдам!» Вечером перед экзаменом посвяти один час просмотру конспектов или планов. Ничего не повторяй. Просмотри конспекты быстро, задерживаясь только на основных пунктах. Идя на экзамен, возьми с собой свои конспекты, книги и тетради, по которым готовился, чтобы чувствовать себя защищенным.   Приди за 15 минут до экзамена. Этого времени достаточно, чтобы не нервничать из-за опоздания или в ожидании.   Если в коллективе преобладает настроение нервозности, то займи место постороннего наблюдателя.   Шпаргалки мешают, потому что ты не настроен на самостоятельную работу. Ты не думаешь об ответе, а думаешь о том, чтобы никто не заметил твоего мошенничества.   После экзамена в оставшееся время этого дня ты должен отвлечься от предмета, который уже сдал. Подготовку к следующему экзамену ты начнешь завтра.

Письменные экзамены.

 Настройся работать быстро, но подумай об этом только в начале.   После выполнения каждого задания, делай перерыв на 1-2 минуты.   Сначала выполни те задания, которые кажутся тебе более легкими. Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй. Прежде, чем начнешь работу над сочинением, составь план. Пронумеруй мысли в той очередности, которая приходит тебе на ум. Пото м распредели их в той последовательности, как они будут у тебя в работе.

Устные экзамены.

Думай о преподавателях как об уставших от изнурительной работы людях, жалей их в этот день от всего сердца. Это поможет тебе при ответе.   При ответе стой или сиди прямо, с поднятой вверх головой. Смотри в глаза преподавателям: за искусственной суровостью ты найдешь в них симпатию и поддержку.   Оденься на экзамен так, чтобы в этой одежде ты хорошо  себя чувствовал. Но ни в коем случае не одевайся слишком ярко и броско на фоне других.

 

Желаем вам успехов!

 

 

Ваши психологи Ауданбаева А.К, Хазирова М.Ж

 

                                                                                                                                                                         

 

 

 

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДИННАДЦАТИКЛАССНИКА

Чтобы сэкономить силы и средства надо как можно скорее определить, в какой факультет поступать. Без родителей это сделать сложно: какие-то модные профессии на слуху, а других будто бы и нет. Постарайтесь заранее продумать занятия на подготовительных курсах или с репетиторами. Как все успеть? И на курсы, и на дискотеку, и двоек не нахватать, и не сидеть при этом до двух ночи? Придется Четко планировать всю их неделю. Как выдержать эти бесконечные занятия и не сорваться? Отдыхать. Вовремя есть. Достаточно спать. Заниматься спортом. Банальные вещи, но родителям нельзя о них забывать. Слабых детей хорошо бы проконсультировать у психолога. Возможно, после консультации родителям придется умерить свои амбиции и выбрать ВУЗ поскромнее. Создание доброжелательной обстановки в семье. Пожалуй, это самое главное. Мало кто из взрослых способен работать в нервной обстановке, а подростки… Не ругайте его, не пилите. Просто помогите. Возьмите на себя часть его домашних обязанностей, обеспечьте отдых в каникулы. Лишний раз похвалите! И пусть он знает, что вы все равно рядом и ваша поддержка и понимание безусловны.

 

ПАМЯТКА ПОДРОСТКУ

« ЕСЛИ ТЫ ПОПАЛ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ»

           Если ты попал в трудную жизненную ситуацию, то вспомни, что тупиковых ситуаций не бывает. Всегда есть выход, надо только его найти. Следуя нашим советам6 ты можешь выбраться из трудного положения с наименьшими для тебя потерями.

          Совет №1. Попал в трудную ситуацию не впадай в панику или депрессию. Постарайся проанализировать свое положение с максимальной четкостью.

           Совет № 2. Определи, кто создал трудную ситуацию. Если ты сам, значит возьми ответственность на себя. Поразмысли, откуда еще может исходить опасность.

           Совет № 3. Подумай, с кем бы ты моготкровенно поговорить о своем положении.

           Совет № 4. Не оставайся со своей болью один на один. Это всегда заставит тебя лгать окружающим. Ложь – еще одна проблема для тебя.

           Совет № 5. Со своей тайной обращайся осторожно. Не перекладывай ее на плечи своего друга, который реально не может помочь тебе, но будет очень сильно переживать за тебя. Тебе от этого не будет легче.

            Совет № 6. Постарайся обратиться к взрослому человеку, у которого жизненный опыт больше твоего и который может помочь тебе реально. Очень хорошо если это будет кто-то из родителей или родственников.

            Совет №.7. Переступи свой страх перед родительским гневом. Ты его заслужил, и с этим ничего не поделаешь. Гроза проходит, и вновь сияет солнце.     

             Совет № 8. Верь, что ты сможешь исправить положение, главное – ничего не бойся. Страх – это не твой спутник и друг. Пусть страх дружит с одиночками. А ты не один ! Если ты попросил помощи, то, значит тебе всегда помогут.

ГДЕ И КАКАЯ ПОМОЩЬ БУДЕТ ОКАЗАНА ТЕБЕ

      Семья, школа, твой классный руководитель, психолог, медицинский работник, заместитель директора по воспитательной работе, директор /нужно прийти, позвонить по телефону или написать письмо и послать его по почте/ тебе помугут добрым советом, постараются разобраться в ситуации, при необходимости привлечь внимание общественности, правоохранительных органов, окажут психологическую, медицинскую, моральную помощь, помогут выйти из безвыходного / тупикового положения/.

       В кабинете психологии имеется Анонимный уголок / твои имя, фамилия и прочие сведениия остаются неизвестными, содержание разговора никому не сообщается.

Психолог выслушает без осуждения и поддержит. Поможет тебе разобраться в своих чувствах и поступках. В городе работает ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ / № тел. у психологов школы/