Изучаем казахский язык

Байлық, қазына
богатство.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 644
Новых вопросов: 8

МО учителей истории

Как бы жизнь не летела, дней своих не жалей, Делай доброе дело ради счастья людей. Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле, Делай доброе дело - тем живи на земле

 

Л. Лесных

 

 

Одной из проблем закономерно выдвигаемой сегодня в теоретических трудах и школьной практике, является гуманизация системы обучения в целом и преподования истории и общественных наук в частности.

«Гуманизация» - это «очеловечивание» истории, когда фактический материал перестает быть перечнем имен, дат экономических показателей, а становится средством изучения человека в системе культуры, экономических, политических и других отношений той или иной эпохи.

Учителя истории нашей школы ведут работу так, чтобы знания истины обязательно проходили через эмоциональное восприятие и обрели личностный смысл. Через прочувствованное знание истории общества страны, родного края, своей семьи ученик постепенно учится оценивать себя как личность, которой отведена пусть небольшая, но роль в современной истории.

Учащиеся изучают историю своей семьи, оформляя исследования в работах «История страны в судьбе старшего поколения моей семьи.»

На основе исследований проводятся конференции по темам: «Тоталитарный режим в СССР», «Цена Великой Победы», «Карлаг – история и судьбы.»

Изучение истории Карлага в нашей школе началось с 1998 года, когда старшеклассники встретились с доктором исторических наук, академиком АГНРК Дюсетаем Аймагамбетовичем Шаймухановым, автором книги «Карлаг».

Регулярными стали поездки учащихся 7-11 классов в поселок Долинка, бывший центр Карлага, где в последние годы создан музей-комплекс.

Здесь представлены многочисленные документы, фотографии, письма и вещи заключенных.

Экскурсантов проводят по коридорам, кабинетам и подвалам в бывшем здании Управления Карлага и по территории так называемого «Мамочкиного кладбища», где захоронены тысячи умерших политзаключенных и их детей.

 

Очередная поездка в поселок Долинка была проведена с учащимися 10А и 11А классов в сентябре 2011года.

 

Вот что написали учащиеся в своих сочинениях о полученных знаниях и впечатлениях:

 

Рагузина Екатерина  (11 а класс) - «Условия жизни для заключенных Карлага были очень тяжелыми. Но невинно осужденные, известные ученые, деятели культуры, несмотря ни на что, осуществляли научные открытия, своим трудом создавали на огромной территории поля, арыки, сады, строили наш город…»

 

Дрюченко Дарья (11 а класс)- «… Их жизни могли сложиться иначе… «Ад», который они прошли, сделал их и Великомучениками, и Великими духом и жизненной стойкостью людьми.»

 

Ткаченко Юлия (11 а класс) - «Более всего я была потрясена записью из дневника одного из заключенных: «Радио передало сообщение ЦК КПСС и Совета Министров СССР о том, что 5 марта скончался Сталин. Какой удар для страны!» Я думала над этими словами весь обратный путь: почему люди, которые были лишены свободы, терпели издевательства, гибли, «боготворили» того, кто создал эту страшную систему.»

 

Кустовский Андрей (11 а класс) - «В музее Карлага от начала и до конца экскурсии нас сопровождала леденящая кровь музыка. В помещении бывшего карцера звучало биение сердца. Все это производит огромное впечатление.

 

Пахомова Елизавета (11 а класс) - «Эти люди хотели жить. Несмотря ни на что. Символом этого является, поставленный в одном из залов, ствол дерева, обвитый колючей проволокой. На его верхушке – маленький зеленый листочек тянется к солнцу…»

 

Киреев Александр (11 а класс) - «В основе успехов в СССР – изломанные судьбы, страдания и гибель сотен тысяч людей. Музей Карлага – это символ и память о трагической истории нашего народа.»

 

Бунякина Екатерина (11 а класс) - «На экскурсию в бывший Карлаг мы поехали во второй раз. Но каждый раз, трудно словами передать то внутреннее состояние, которое мы испытывали в залах, а особенно подвальных помещениях музея. От каждого увиденного стенда замирает сердце и на глазах появляются слезы. Наш 11А класс держался единой группой. Часто нам говорят, что мы болтливые и несерьезные и ведем себя, как маленькие дети. Но там мы были однимцелым, мы, все вместе, сопереживали и сочувствовали тем, кто прошел через ужасы Карлага.

Нам повезло с экскурсоводом. Этот человек знает свое дело. Он говорил не заученные фразы, а от всей души и от всего сердца.»

 

Жабагина Алия (11 а класс) - «Больше всего мне запомнилось «Мамочкино кладбище», на котором захоронены тысячи умерших от невыносимых лагерных условий детей.»

 

Переверзник Леонид (11 а класс) - «История Карлага – это история о человеческих страданиях. Когда пытаешься представить, что там происходила, все в душе переворачивается…»

 

Спирина Ольга (11 а класс) - «Находящиеся в Карлаге в заключении писатели, художники, ученые, создавали произведения искусства и изобретения мирового значения. Представьте, что они смогли бы сделать, если бы жили на воле!

Во многом, благодаря труду этих людей, создавалась и наша Караганда.»

 

Трофимова Виктория (11 а класс) - «Они изменили мир своим подвигом. Невинно осужденные, они доказали, что жизнь выше режимов. Мы обязаны знать историю без прикрас, верить в будущее, стоять за справедливость!»

 

Мельников Ростислав (10 а класс) - «В одном из залов музея на стенах были написаны имена тех, кто нахоился в Карлаге. Среди множества фамилий я увидел: «Мельников Сергей Тихонович» - мой однофамилец. Или, может быть, родственник? Я попытаюсь это узнать.»

 

Солуянов Владислав (10 а класс) - «Я считаю, что существование Карлага – это черное пятно в истории СССР. Трагедия сотен тысяч семей и по сей день не оставляет никого равнодушными.»

 

Абдыкалыкова Анель (10 а класс) - «Болшое впечатление на меня произвели фотографии детей. Совсем маленькие, ни в чем не повинные малютки, оказались жертвами, как и их родители. Мы видели их одежду, маленькую, пустую, холодную колыбель… Эта поездка заставляет подумать о многом.»

 

Космынина Елена (10 а класс) - «Я долго размышляла над тем, что увидела и услышала. Получается, что униженные, голодные, лишенные свободы люди, своим трудом приносили благо нашей стране. Эти люди обладали огромным терпением, желанием жить и, не смотря ни на что, любили свою Родину!»

 

Ержанова Асемгуль (10 а класс) - «Горько осознавать, что власть, в которую так верили советские люди, была очень жестокой по отношению к «инакомыслящим» и их детям.»

 

Мануилов Вячеслав (10 а класс) - «Подтверждением того, что большинство заключенных не думали плохо о Сталине, был дневник одного из них. Люди верили в эту власть, трудились, изобретали, участвовали в создании энциклопедии.

Впечатления и воспоминания от этой поездки останутся со мной навсегда.»

 

 

Бордаков Владислав (10 а класс) - «Заключенные, несмотря ни на конвой, ни на жестокость лагерного режима, жили полноценной жизнью. Об этом говорят фотографии на стендах музея: концерты художественной самодеятельности, книги, благоустройство всей территории, где они находились. Я вдохновлен жизненной стойкостью этих людей!»

 

Жакишева Ботагоз (10 а класс) - «Мы должны быть счастливы и благодарны всевышнему за то, что живем под открытым чистым небом мирно. Глава нашего государства заботится о детях и о народе!»

 

Казначейская Юлия (10 а класс) - «Мы заходили в помещения, в которых когда-то пытали и убивали людей. Так больно осознавать, что большинство из них погибли ни за что. И ничего уже не вернешь.»

 

 

Пацюра Алена (10 а класс) - «Заключенные верили советской власти, посылали тысячи писем диктатору. Но увы, несчастные люди, если бы они только знали…»

 

 

Лысенко Ангелина (10 а класс) - «Поездка в бывший центр Карлага является одним из тех событий в моей жизни, которые я никогда не забуду. Я прочувствовала до мельчайших деталей каждое событие, каждую фотографию в музее. Для меня многое из увиденного стало огромным потрясением. Огромное спасибо за то, что нам дали возможность прикоснуться к истории.»

 

Космынина Юлия (10 а класс) - «Мы получили массу впечатлений, и они надолго останутся в нашей памяти. Ничего нельзя забывать, ведь когда все забывается, история может повториться.»

 

Муканова Ардак (10 а класс) - «Мне особенно понравились картины художников Карлага. Над всем тем, что я увидела стоит подумать, и я обязательно хочу съездить в музей еще раз, еще раз посмотреть, подумать, понять.»

 

Клюкач Виолетта (10 а класс) - «Мы все скорбим о тех, кто стал жертвами политических репрессий.

Выражая благодарность организаторам поездки и экскурсоводам, хочется сказать, что вся поездка оставила неизгладимый след в памяти и сердце.»

 

 

Мусина Алия (10 а класс) - «Самой светлой комнатой в музее является комната «Независимый казахстан». Здесь макеты и фотографии будущего Казахстана освещены ярким светом. Это запомнилось.

После посещенеия музея мы поехали на «Мамочкино кладбище» и возложили цветы на могилы погибших в Карлаге людей. Слезы сами текли по лицу…

Уезжая из Долинки, я думала о том, что увидела. Эти мысли не отпускают меня и до сих пор: мы должны знать историю, помнить и чтить память о погибших.»

 

Мониторинг состояния преподавания предмета "история Казахстана"

 

 

Информацию подготовила Коломиец Т. П., учитель истории СОШ №66