Изучаем казахский язык

Бірінші, алғашқы
первый.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 16
Новых вопросов: 1

150 лет со дня рождения Алихана Букейханова

 

Когда Алихану исполнилось 9 лет, отец повез его в Каркаралы, отдал учиться местному мулле. Но сообразительный мальчик, поняв, что дети, обучающиеся в школе, более грамотны, сам, по своей воле, перевелся в городскую трехклассную начальную школу. После этого он поступил в Каркаралинское трехлетнее училище, которое закончил на «отлично». 16-летний Алихан был принят в Омское техническое училище. Училище, где в течение всех четырех лет Алихан был лучшим учеником, в благодарность за это, предоставило ему возможность для продолжения учебы. Так в 20 лет он поступил на экономический факультет Петербургского лесотехнического института, имея на руках рекомендательное письмо канцелярии Степного генерал-губернатора и 200 рублей стипендии казахского сообщества.

В Петербурге наряду с ежедневными занятиями в институте Алихан Бокейханов(далее А.Б. авт.)активно участвовал в работе политических, литературных, экономических кружков, участвовал также в студенческих волнениях. Он стал задумываться о тяжелой судьбе казахского народа, более 200 лет находившегося в зависимости от Российской империи. А.Б. понимал, что народу, прозябавшему в плену необразованности и невежества, необходимы знания и культура. Он поставил перед собой цель: поднять образованность, культуру народа, улучшить его жизнь.

Закончив учебу, А. Б.вернулся в Омск человеком со сформировавшимися взглядами на колонизаторскую политику Российской империи в казахской степи, вооруженный марксистской экономической теорией, знакомый с видами и методами политической подпольной деятельности, имеющий определенный опыт политической борьбы. По возвращении в Омск он быстро нашел язык с прогрессивно настроенной интеллигенцией, со ссыльными, наладил с ними тесные отношения, стал активно участвовать в общественно-политической работе.

Омский период жизни оказал особое влияние на формирование политических взглядов, на становление его как политического, общественного деятеля, политического борца, а в дальнейшем организатора и вождя национально-освободительного движения.

Наличие в казахской степи в начале ХХ века двух идейных течений общеизвестно. Одно из них — традиционное панисламистское течение с центрами в Бухаре и Туркестане. Второе — новаторское пантюркистское течение, состоящее из прогрессивно мыслящих представителей казахской интеллигенции, получивших образование в русских школах, возглавил Алихан. Он относил себя к «западническому направлению» общественного движения казахской интеллигенции, которая "видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры. Пантюркисты считали преждевременным вступать в открытую борьбу против Российской империи, тем самым показав политическую выдержку. Они считали необходимым, в первую очередь, разбудить сознание народа и все силы мобилизовали на решение этой задачи. Но развернуть эту работу так, как они задумали, не давали сыщики жандармского управления. По доносам агентов их преследовали, сажали в тюрьмы. Это коснулось и Алихана, который еще в студенческие годы попал в список неблагонадежных и был под наблюдением; вначале его заключили в Семипалатинскую тюрьму, потом сослали в город Самару.

По возвращении из ссылки в 1916 году А. Б.сразу же включился в общественно-политическую жизнь Оренбурга — он был выбран в городскую думу.

Возглавив группу из девяти представителей казахов, А. Б.участвовал в работе съезда Сибирских автономистов в Томске. Он намеревался создать Казахскую автономию в составе Сибирской республики. По возвращении А. Б.приступил к созданию первой в истории казахов национальной политической организации — партии «Алаш». Идейные предпосылки такой партии были заложены газетой «Казах», выходившей с 1913 года, которую он создал с Ахметом Байтурсыновым и Миржакипом Дулатовым.

В декабре 1917 года на Всеказахском курултае (учредительном съезде) была провозглашена Алашская автономия, то есть автономное государство казахов. Высшим органом власти стал Временный Народный Совет, которому было присвоено наименование «Алаш-Орда». Первым председателем этой первой Казахской автономной республики был избран А. Б.. Но вскоре большевики, пришедшие к власти, прекратили деятельность Казахской автономии, а руководителей подвергли гонениям.

В гражданской войне А. Б.и алашординцы были по «ту сторону баррикад» вместе с сибирскими правителями почти до конца 1919 года, когда они оказались один на один с упрочившей свои позиции новой властью. Алашординцам пришлось пойти на единственно приемлемое, хотя и чрезвычайно тяжелое решение — войти в соглашение с идейными и политическими противниками в обмен на декларативное обещание сохранения национальной автономии. А. Б.вынужден был в этих условиях отказаться от активной политической и государственной деятельности. Он считал противозаконной акцию большевиков по вооруженному захвату власти.

Платформа марксизма и экономического материализма, казалось ему, давала условия для критического подхода к национальной политике, и к методам насаждения социализма. Но деятельность А. Б.была расценена не просто как оппозиция и инакомыслие, а как «контрреволюционная борьба против советской власти». Достигнутый между большевиками и «Алаш-ордой» компромисс был впоследствии большевиками отброшен, а лозунг «алашординец-националист» стал основой репрессий против казахской интеллигенции.

В 1920–1930-е годы А. Б.трижды арестовывали органы НКВД. В августе 1937 года он был вновь арестован по ложному обвинению. 27 сентября 1937 года осужден и приговорен к смертной казни за принадлежность к «террористической организации». В тот же день приговор был приведен в исполнение: А. Б.— расстрелян.

Деятельность выдающегося гражданина, посвятившего всю свою сознательную жизнь, до последнего дыхания, делу освобождения народа, была многогранной. Он — делегат Российских съездов местных и городских общественных деятелей, депутат I Государственной Думы, депутат народного съезда мусульман, член бюро фракции мусульман IV Госдумы.

  А. Б.— выдающаяся личность, оставившая незабываемый след в общественно-политической, духовной, культурной истории казахского народа.