Изучаем казахский язык

кеш
поздно
Вопрос-ответ
Всего ответов: 983
Новых вопросов: 3

Психологическая служба

 

Малетина Татьяна Ивановна

                                                                                                                                        

Книга "Как много могут родители". Скачать.

Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций

Необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки учителя – корректное решение конфликтных ситуаций, но главное в психологическом плане – не допускать острых педагогических ситуаций. Часто источником конфликтных ситуаций является резкая, нетактичная реакция учителя на отклоняющееся поведение школьников. Схема такого взаимодействия: ученик недостойно себя ведет, учитель грубо и прямо (непосредственно!) реагирует на это, проявляя тем самым свою педагогическую слабость, в итоге ученик и класс в целом настраиваются против учителя.

Оздоровление морально-нравственной атмосферы в школе – профессиональный долг учителя, необходимая предпосылка для реализации приоритета воспитательных целей.

Для реализации вышеуказанных положений учителю целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения.

Правило 1. « Не следует за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы ».

Здесь важно сформулировать установку на «педагогическую зоркость» – внимательное отношение к каждому острому моменту во взаимодействии со школьниками и коллегами и вдумчивый анализ случившегося.

Бывает что молодой учитель за каждым острым актом поведения школьника видит только отрицательные мотивы, тем самым лишь усугубляя конфликтность ситуации. А истинной причиной может оказаться недоразумение в общении.

Типичный пример. «Учительница математики удаляет из класса ученицу 9 класса за то, что та улыбается на ее уроке. В свою очередь учительница доводит школьницу до отчаяния репликой (при всем классе): „Уж я над тобой не так посмеюсь!“ Девушка хромает, поэтому принимает заявление учительницы как обещание посмеяться над ее уродством.

При разбирательстве выясняю, что учительница болезненно восприняла улыбку как издевательство над ее глухотой на правое ухо, о чем школьница даже не подозревала. Ученица же улыбкой надеялась сгладить свой недуг…»

Правило 2. « Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета ».

Недостаточная компетентность молодого специалиста-предметника ослабляет воспитательное влияние учителя на школьника.

«…Учительница вызывает ученика к доске для решения задачи, ученик затрудняется в решении, и учительница помогает ему. Решая задачу, они пришли к неверному ответу. Учительница разволновалась и начала искать ошибку. В классе ребята ведут себя очень шумно. Она обращается к ним: „Ребята, потише! Не сбивайте!“ Один из учеников с места выкрикивает: „Бестолкового с толку!“

Учительница, расстроившись, уходит с урока…»

Правило 3. « Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия ».

Есть два способа воздействия на человека – прямой и косвенный, опосредованный.

Первый способ – традиционный, игнорирующий особенности личности, основан на волевом давлении на психику ученика и поэтому НАИМЕНЕЕ эффективный, вызывающий ответное действие (противодействие) негативного характера, хотя прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, логически обоснованным в условиях решения проблемной ситуации в лобовую: потребовать то, что нужно сделать, приказать, наказать виновного и т. д. В итоге возникают напряженные отношения не только между учителем и учеником, но и учителем и коллективом класса, а также между учениками. До снятия атмосферы напряженности обстановка в классе откровенно нерабочая.

Второй способ – метод косвенного, опосредованного воздействия – более ЭФФЕКТИВНЫЙ, относительно новый. Смысл его в том, что через возбуждение интересов, потребностей и мотивов поведения человека от него можно добиться значительно большего . Именно через побуждение, через стимулы можно поставить ученика в такие условия, когда он сам будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в интересах собственного самоутверждения как личности. В умении применять опосредованный способ воздействия и состоит профессионально-психологическая подготовка учителя высокого уровня.

Пример: «Ученица 3 класса Таня М., упрямая, себялюбивая девочка, пришла в школу с яркими сережками. Учительница сказала ей (при всех), что сережки не к лицу ученице, тем более что они ей не идут. Но Таня сказала, что сережки – это подарок крестной матери и она будет их носить.

На другой день учительница повторила свое требование, тогда Таня спряталась под стол и все четыре урока там просидела. На второй и на третий день она повторила то же. Тогда учительница попросила Таню дать ей примерить сережки. Был сделан вывод, что учительнице сережки очень идут. Это же подтвердили и дети. Учительница сказала: „Может, Таня, ты мне подаришь их?“ Таня расцвела и сделала это с удовольствием. Через несколько дней учительница сняла украшение и передала его родителям Тани».

Правило 4. « Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности ».

Мудрая, педагогически грамотная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, о благополучном самоутверждении в социально верном направлении, изменяет человека к лучшему (по мнению Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского).

Психологи предлагают следующие правила оценки личности:

1) положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

2) неприемлемы глобальная положительная и глобальная отрицательная оценки;

3) глобальная положительная оценка вызывает чувство непогрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе, закрывает пути для дальнейшего совершенствования;

4) глобальная отрицательная оценка подрывает у школьника веру в себя, вызывает отвращение к школе.

Наиболее целесообразны применительно к пунктам 3, 4: парциальная положительная оценка дает возможность ученику гордиться своими достижениями в каком-либо конкретном деле и вместе с тем осознать, что успех – чаще всего не основание для самоуспокоения во всех других отношениях;

•  парциальная отрицательная оценка способствует пониманию учеником того, что в данном конкретном случае он совершил ошибку, которую можно исправить, так как для этого имеется достаточно сил и возможностей.

Правило 5. « Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет ( если она хорошо организована )».

Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффективную форму организации.

Правило 6. « Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении ».

Важным профилактическим средством является так называемый ориентировочный стиль поведения, который предполагает предусмотрительность, корректность, предупредительность и т. д. в общении со школьниками.

Рекомендуется заранее, например при подготовке к уроку, готовить себя к возможным конфликтным ситуациям, чтобы не быть застигнутыми врасплох и не растеряться.

Правила решения конфликтных ситуаций

• Конфликтная педагогическая ситуация протекает очень быстро, что усиливает напряжение психологического противостояния ученика и учителя.

• Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения учителя ведет к утрате его авторитета среди учащихся, снижая привлекательность тех норм и ценностей, которым следует учитель, и которые защищает прежде всего само учение как основную деятельность ученика, а также такие качества, как старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д.

• Парадоксально, что иногда дети склонны к восприятию противоположных норм. На этом парадоксе и строит свои действия школьник, участвующий в конфликте. Он знает, что класс его поддерживает, поэтому старается своим поведением дестабилизировать ситуацию на уроке, внести дух отрицания в существующие нравственные нормы.

Очень важно для учителя выйти из конфликтной ситуации с достоинством в плане успешной защиты социально важных норм и ведущих ценностей учебной деятельности школьников. Этому помогут следующие правила воздействия на личность учащегося в конфликтной ситуации.

Правило 1. « Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию » ( Дж. Карнеги ).

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае «Не бранитесь и не раздражайтесь» (П. Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, «величавую медлительность» и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

Правило 2. « Задержка реакции ».

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что его действия находятся под контролем. Суть приема в том, что подчеркивается второстепенность вызывающего поведения ученика на фоне мнимого равнодушия и бездействия учителя – педагогу вроде бы пока не до него.

«Факт незамечания» явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных учащихся относительно их позиции: кого поддержать – учителя или ученика? Оптимальное время задержки – 10–15 с, которые, однако, в ситуации конфликта воспринимаются как более длительный временной промежуток.

Правило 3. « Перевод реакции ».

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя, технически реализуется через выполнение учителем повседневных действий на уроке (обращение к классу с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.), несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагательств). В итоге «герой» конфликта остается наедине с собой, тем самым снижается сам «замысел» борьбы.

Правило 4. « Рационализация ситуации ».

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах одноклассников, его негативное влияние на класс резко уменьшается, а авторитет и влияние учителя, напротив, возрастают. Способность педагога использовать юмор и иронию в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих дозавершает дело: конфликт снимается, торжествует учитель, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания способствуют нравственному оздоровлению всех учеников, в том числе и зачинщика конфликта.

Правило 5. « Парадоксальная реакция ».

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел школьника сорвать урок с пользой (!) для урока. Желательно к тому же поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что учитель, успешно использующий это правило, предстает в восприятии школьников как «сильная личность» и приобретает авторитет на длительное время.

 

Развитие исследовательских навыков учителей и учащихся.

 

Любовицкая Л.Г.,  заместитель директора СШ № 23

Малетина Т.И., психолог СШ № 23

 

«Если что-либо тебе не по силам, то не решай еще, что оно вообще невозможно для человека. Но если что-нибудь возможно для человека и свойственно ему, то считай, что оно доступно и тебе».

Марк Аврелий.

 

Выступая в казахском национальном университете им. Аль-Фараби,  посвященном  75-летию его открытия, президент Н.Назарбаев подчеркнул, что необходима интеллектуальная революция, которая позволит пробудить потенциал нации.  Необходимо создать ядро национального  сообщества эрудированных людей, способных конкурировать на международном уровне. Все это отражено в проекте « Интеллектуальная нация – 2020».

В период работы школы в условиях экспериментальной площадки по теме «Новая модель методической службы школы как средство повышения профессионального мастерства педагогического коллектива – важнейшего условия эффективной реализации личностно-ориентированного обучения и воспитания». Научные консультанты – Кудайбердиев Т.К., проректор ИПК и ПГСРО, к.пс.н., Бучина И.С., старший преподаватель ИПК. Для решения цели эксперимента стало необходимым проведение диагностического исследования педагогов. Блок методик был предложен Т.К.Кудайбердиевым. В ходе экспериментальной работы  учителя познакомились с новыми педагогическими технологиями, что позволяет и в данный момент осуществлять свою деятельность на современной научной основе. Приоритет был отдан изучению метода проекта, который развивает исследовательские умения и навыки учителей и  учащихся. Одним из результатов экспериментальной работы стало умение учителей проектировать свою учебную деятельность через создание своих методических пособий. Учителями школы было издано более 15 методических пособий по предметам. Наиболее продуктивным является создание учебно-методического пособия  «Коммерческая математика в начальной школе», выпущенного коллективом учителей совместно с  Лысенкером Ш.С., к.э.н., доцент и Лысенкер Э.М., к. э.н.. Целью экономического образования школьников является формирование современного экономического мышления, усвоение норм цивилизованного бизнеса, содействие в решении проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рыночным условиям. К пособию разработаны тетради для учащихся, которые помогают развитию первичных исследовательских умений.

Для учителей, учащихся старших классов преподавателями КарГУ им. Е.А.Букетова   был проведен курс «Введение в исследование». Н.П.Козлова, зам.директора по науке проводила семинары по методологии исследовательской деятельности. Консультации по написанию исследовательских работ проводил преподаватель КарГУ им Е.А.Букетова кафедры социально-политических дисциплин Солощенко П.П.

Это изменило уровень подготовки учащихся к школьной конференции «Юный лидер СШ№23», которая систематически проводится в школе с 1997года. Несколько лет в школе работает научное общество учащихся «Эверест».

О школьной конференции  хотелось бы рассказать подробнее. Одна из задач, которую мы определяем для конференции – помочь каждому ученику почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Девизом конференции стали слова  А. Экзюпери «Слишком много на свете людей, которым никто не помог пробудиться».

За эти годы мы отработали алгоритм ее проведения.

С учениками начальной школы работа строится отдельно. Завершающим этапом конференции для самых маленьких является проведение «Дня Олимпионика», в котором задействованы ученики, родители и учителя. В этот день оформляется зал, где представлены все работы участников конференции по различным номинациям. Выступление ведущих звучит на 3 языках: казахском, русском и английском. Использование интерактивной доски позволяет еще раз вернуться в атмосферу работы секций.

Переход учеников из начальной школы в среднее звено – важный период в жизни ребят. В течение года психолог проводит психологическое диагностирование учащихся, планирует совместно с классными руководителями мероприятия, способствующие снижению тревожности учеников, сохранению учебной мотивации и интереса к предмету, развитию интеллектуальных способностей ребят. Отдельно для ребят пятых классов проводится секция «Юные психологи», где учащиеся защищают творческие проекты по темам: «Дом под водой», «Космический город», «Машина для работы в джунглях».

В школе, где обучается свыше 1200 учащихся, возникает необходимость продумать работу секций по различным номинациям с учетом интересов учащихся.  В жюри приглашаются  учителя, которые имеют опыт  выступлений на городских, областных конференциях.

Пожеланием каждому участнику звучат строки поэта Дугласа Мэллока:

Если ты не можешь быть сосной

            На вершине холма,

Будь деревцем в долине, но только будь

Самым лучшим деревцем у родника,

Будь кустиком, если ты не можешь быть     

                     Деревом.

Если ты не можешь быть кустиком, будь травой

И сделай дорогу счастливее,

Если ты не можешь быть щукой, будь просто окунем –

Но будь самым красивым окунем в озере!

Мы не можем быть все капитанами, кто-то

     Должен быть и матросом,

Для всех нас найдется здесь работа.

Работа может быть большой и малой.

Мы должны делать то, что неотложно.

Если ты не можешь быть дорогой, будь тропинкой,

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой,

Выигрываем мы или проигрываем –

                            Неважно,

Проявляй лучшее, что в тебе есть.

Статья опубликована в информационно-методическом журнале «Открытая школа», №7, сентябрь, 2013г.