О гимназии

              

 

Гимназия №38 города Караганды

Директор гимназии – Мисюрина Наталья Михайловна.

Статус школы: школа была образована в 1972 году, в 1994 году получила статус гимназии.

Цель гимназии: создание необходимых условий, в которых может сформироваться конкурентоспособная, компетентная, мобильная личность, способная самостоятельно принимать нравственно- ответственные решения в условиях быстро изменяющегося мира, способная нести ответственность за свое благополучие своей страны.

Работа гимназии №38 в 2017-2018 учебном году была направлена на повышение качества гимназического образования, внедрение обновленного содержания образования, внедрения перспективного опыта НИШ, идей трехъязычия и осуществление научно-методической работы в рамках педагогических экспериментов и проектов, направленных на высокую результативность.

Контингент обучающихся детей в гимназии стабильно высокий, при этом по-прежнему наблюдается увеличение количества учащихся в начальной школе, приток детей как с микрорайона, закрепленного по всеобучу, так и с других районов города. Этот факт говорит о том, что родители как основные заказчики качественного образования видят перспективу развития гимназии.

Гимназия стабильно входит в число школ города с высоким качеством знаний, отмечается устойчивая положительная динамика. Качество знаний и успеваемость обучающихся  гимназии за три учебных года  показывает положительную динамику: 73,9; 75,41; 76,5% (Табл.1).

 

Таблица 1. Качество знаний и успеваемость обучающихся

 

Всего

2016-2017

2017-2018

Обучающихся

1025

1085

Отличники

290 (28,29%)

344 (31,71%)

Хорошисты

483 (47,12%)

486 (44,79%)

Качество знаний

75,41

76,5

 

Параллель

Всего детей

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

1 классы

141

120 (85,11)

18 (12,77)

97,87

2 классы

128

79 (61,72)

40 (31,25)

92,97

3 классы

117

29 (24,79)

79 (67,52)

92,31

 4 классы

134

41 (30,6)

60 (44,78)

75,37

Всего по начальной школе

520

269 (51,73)

197 (37,89)

89,62

Ниже приведены показатели качества знаний в разрезе параллелей классов; наблюдается недостаточный уровень образовательных результатов в основной школе. Из средних классов идет отток учащихся в школы для одаренных детей: НИШ, Мурагер, что является одной из причин снижения отличников и хорошистов в этом звене (Табл. 2,3,4).

 

Таблица 2. Качество знаний и успеваемость по параллелям начальных классов

Параллель

Всего детей

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

1 классы

141

120 (85,11)

18 (12,77)

97,87

2 классы

128

79 (61,72)

40 (31,25)

92,97

3 классы

117

29 (24,79)

79 (67,52)

92,31

 4 классы

134

41 (30,6)

60 (44,78)

75,37

Всего по начальной школе

520

269 (51,73)

197 (37,89)

89,62

 

Таблица 3. Качество знаний и успеваемость по параллелям средних классов

 

Параллель

Всего детей

Отличники

Хорошисты

5 классы

148

24 (16,22)

85 (57,43)

6 классы

93

19 (20,43)

52 (55,91)

7 классы

76

7 (9,21)

32 (42,11)

8 классы

91

7 (7,69)

30 (32,97)

9 классы

69

7 (10,14)

35 (50,72)

 

Таблица 4. Качество знаний в старших профильных классах

 

Параллель

Всего детей

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

10  классы

40

4 (10%)

22  (55%)

65

11 классы

48

10 (20,83%)

37 (77,08%)

97,92

10-11 классы

88

14 (15,91%)

57 (64,77%)

80,68

Качество знаний по основным дисциплинам –  математике и физике – стабильно высокое.

Учащиеся 5-х классов показали высокий уровень адаптации и подтвердили уровень знаний при переходе из начальной школы в среднее звено (Табл.5).

Таблица 5. Качество знаний и успеваемость при переходе из 4 в 5 класс

Параллель

2016-2017 учебный год

Всего детей

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

4 классы

159

35 (22,01)

93 (58,49)

80,5

 

Параллель

2017-2018 учебный год

Всего детей

Отличники

Хорошисты

Качество знаний

5 классы

148

24 (16,22)

85 (57,43)

73,65

Итоги работы по обновленному содержанию образования

Реализация обновленного содержания образования в гимназии №38 г.Караганды осуществляется согласно действующим нормативным документам.

Технология критериального оценивания учителями освоена. Составлен годовой график суммативных работ; качественно проводится модерация. Уроки проводятся с обязательным использованием самооценивания, взаимооценивания. Формативное оценивание проводится в рамках уроков. Учителями постепенно нарабатывается и систематизирован банк материалов формативных работ по предметам. В качестве методических материалов используются ресурсы  Системно-методического комплекса в рамках обновления содержания образования.

Все учащиеся имеют портфолио, в которых систематизированы работы по каждому предмету с рекомендациями педагога-предметника. Портфолио по классу хранятся у классного руководителя. Данная форма позволяет осуществлять обратную связь с родителями, они имеют целостную картину по своему ребенку; родители могут самостоятельно, используя  критерии и дескрипторы, приложенные к работам, проанализировать правильность выполнения работы своего ребенка, посчитать баллы, увидеть проблемы и т.п. Решение о ведении портфолио учащимися гимназии было принято на установочном педагогическом совете (август, 2017г.)

 По субботам для родителей организуются «Родительские дни». Для педагогов обозначен присутственный день, когда они могут встретиться с родителями и обсудить возникающие проблемы у ребенка. Каждый родитель имеет график суммативного оценивания на учебный год (в бумажном и электронном вариантах).

Учителями-предметниками своевременно заполняется электронный журнал.

Методической службой гимназии осуществляется поддержка учителей. Учителя объединены в творческие группы, заседание проводится 1 раз в месяц. Реализуется проект «Исследование урока». Проводился месячник открытых уроков по реализации обновленного содержания; в рамках таких мероприятий интересен практический опыт. Педагоги гимназии приглашаются к обмену опытом по внедрению обновленного содержания образования на семинарах разного уровня.

ПоложительноеОценка учащегося по предмету складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения обучающихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности.

Четко выявляется, в каких областях обучающимся достигнут успех, а где есть пробелы. Психологический комфорт на уроках.

При новом подходе к оцениванию ребенок должен обязательно освоить все темы курса того или иного предмета.

Проблемы Тяжелые учебники, что-то надо с этим делать (отмечают учителя 2-х классов).

Проведение формативных и суммативных работ – затратная процедура в техническом плане (требуется много бумаги, заправка картриджей своевременно, так как требуется яркая печать, чтобы были понятны все символы и рисунки).

Учителя, преподающие языковые предметы, отмечают проблему недостаточности времени проверки навыка «говорения» (временные рамки урока для проведения суммативного оценивания).

Большой перегруз теоретического материла по музыке в начальной школе, терминология, не сооветствующая возрастным особенностям (партитура, увертюра…). Каждый урок  новый песенный репертуар. Нет возможности выучить песню хорошо.

Руководит  всем учитель, очень большая нагрузка, все необходимые ресурсы подбирает; тех ресурсов, которые есть в учебниках и тетрадях недостаточно, нехватка качественного дидактического материала, чтобы вывести детей к целям. Материал УМК не всегда соответствует заданным целям (например, по рус. яз. и литературному чтению в начальных классах)

Казахский язык  в 5 и 7 классах– большие по объему тексты для детей этого возраста. Очень мало казахской литературы в самом предмете, изучается только несколько авторов.

Геометрия в 7 классах

По предмету геометрия очень большой объем в СОР и СОЧ (рекомендованные задания). Это самая большая проблема. По всем методическим требованиям по геометрии должно быть не более 3-х заданий, так как выполнение заданий требует от ученика осмысления задания при прочтении, выполнение чертежа, обоснование решения. Учащиеся не успевают либо чертить, либо страдает качество обоснования, поэтому максимальных баллов мало. Геометрия – новый предмет, который направлен на развитие логики мышления, на умение доказывать. Любая задача на доказательство – это исследование. Детям не хватает времени на то, чтобы осмыслить и качественно применить знания.

История Казахстана в 5,7 классах.

По мнению учителей истории в учебном процессе лучше использовать учебники НИШ, так как построение материала, его содержание в большей степени отвечают целям обучения, заявленным в долгосрочном плане, нежели учебники издательства «Атамұра». Многие темы, например в 5 классе, – «Материальная культура кочевников» фактически не освещены.

Всемирная история в 5,7 классах.

Большой объем параграфов в 5 классах.

Учебник всемирной истории  в 7 классе перегружен датами, фактами (один параграф может включать  до 20 дат, исторических имен, фактов).

Для учителя истории (теоретический предмет) – большое количество проверки (тем более, если учитель работает в нескольких параллелях); учитывая, что много заданий – это не просто тесты, а задания на работу с контурной картой, задания на рассуждение – эссе и т.п.

Предложения со стороны педагогов: использовать учебников издательства АОО НИШ. Это было бы логичным, поскольку внедряется сама концепция преподавания НИШ.

В учебном процессе гимназии используются образовательные технологии, имеющие цельюориентацию на практическую составляющую содержания образования. Чтобы стать успешными в современном информационном обществе, дети и молодые люди должны быть вовлечены в более эффективные формы активного, конструктивного обучения, обеспечивающего понимание и обретение независимости. Это такие технологии, как компетентностный подход,  новые подходы в образовании, стратегии критического мышления через Чтение и Письмо, проектная исследовательская деятельность.

Одно из перспективных направлений –применение образовательного подхода Lesson Study. Совместное сотрудничество направлено на исследование урока учителями, работающими в одной параллели классов. Не только в сфере образования, но и влюбой сфере деятельности человек достигает успеха только при условии постоянного улучшения собственной практики, используя не только самоанализ, но и взгляд со стороны – в этом актуальность применения LessonStudy.

Именно на практике  педагоги приходят к пониманию того, как работают те или иные приемы, подходит ли данная методика, действенна ли та или иная технология в конкретном классе и с конкретными учениками. Получить практический опыт помогает взаимопосещение уроков.