Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласы…
"№92 гимназия" КММ
Вопрос-ответ
Всего ответов: 223
Новых вопросов: 0

Работа с педагогами

Формы методической работы с педагогами

 

В педагогической литературе организационные формы методической работы классифицируются по способу организации (коллективные, групповые, индивидуальные), а также по степени активности участников (активные, пассивные).

Пассивные формы работы методической службы сориентированы в большой степени на репродуктивную мыследеятельность и обеспечивают опору на зону актуального развития педагогов.

Активные формы стимулируют поиск, творческую исследовательскую деятельность педагогов и ориентированы на зону ближайшего развития педагогов.

Наиболееэффективными формами методической работы на современном этапе развития школы, на наш взгляд, являются:

теоретический семинар,

семинар-практикум,

научно-практическая конференция,

методическая декада,

дни науки,

методический фес­тиваль,

методический мост,

методическая мозаика,

дискуссия,

методический ринг,

деловая игра,

педагогический КВН,

мозговой штурм,

тренинг,

видеотренинг,

педагогические чтения,

лекторий,

профессиональная выставка,

защита проекта,

тематический педа­гогический совет,

открытый урок

Формы организации и проведения заседаний МО могут быть следующими:

Лекция

Теоретический семинар

Семинар-практикум

Конференция

Экскурсия

Творческая дискуссия

Творческий диалог

Гостиная

Час коллективного творчества

Методический фестиваль (по итогам методической работы за год)

Деловая игра

Методический КВН

Ярмарка методических идей

Методический тренинг

Встреча за круглым столом

Авторская мастерская

Виды домашних заданий учителям в рамках планирования методической работы могут быть такими:

Моделирование урока (целиком или фрагментарно)

Разработка системы уроков по теме или курсу

Разработка спецкурса, программы исследования по определенной теме

Подбор литературы по определенной теме, курсу, проблеме

Аннотирование по теме, курсу, проблеме, опыту работы коллеги

Составление контрольных материалов, тестов

Составление и защита опорных схем, памяток, дидактического материала

Разработка планов кружков, сценариев внеклассных мероприятий по предмету, курсов по выбору

Посещение уроков, внеклассных мероприятий, занятий спецкурсов, дополнительных занятий с последующим анализом

Представление собственного опыта работы по теме, проблеме

Защита темы по самообразованию.

Интерактивные методы и игры

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность – это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Цель использования интерактивных методов и игр – изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.

Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

• мыследеятельность;

• смыслотворчество;

• свобода выбора;

• рефлексия.

Организация мыследеятельности заключается:

• в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);

• в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;

• смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;

• сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

• проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий;

• смыслотворчестве участников;

• рефлексии.

Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности.

Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.

Рефлексия в педагогическом процессе – это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.

Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.

К новейшим формам обучения педагогических кадров относятся инновационные, организационно-деятельностные, деловые, ролевые и другие игры, которые способствуют формированию интеллектуальной культуры и культуры саморазвития.

Используются новейшие формы обучения в рамках способностной модели образования, которая обеспечивает подготовку педагогов к инновационной деятельности, создает предпосылки для их быстрой адаптации в динамической профессиональной среде.

 

 

Активные формы организации методической работы

Деловая игра

Цель – отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Игра как форма обучения характеризуется большой гибкостью. В ходе ее можно решать задачи различной сложности. Она активизирует творческую инициативу учителей, обеспечивает высокий уровень усвоения теоретических знаний и выработки профессиональных умений.

Форма проведения – коллективная или групповая работа.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа.

1. Конструирование игры:

• четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников;

• разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

• руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

• назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

• определяются время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный ее анализ:

• общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

• самооценка игроками исполнения порученных заданий, степень личной удовлетворенности;

• характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

• анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение.

Участники игры разбиваются на подгруппы по 3 – 5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3 – 5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется до 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, аргументировать, "защитить" ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции членов педколлектива в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключение руководитель подводит итоги игры.

 

Тренинг

Цель – отработка определенных профессиональных навыков и умений.

Тренинг(англ.) – специальный, тренировочный режим, тренировка, может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

 

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов, Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе "Конкурс капитанов"), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1. Приветствие команд, в котором учитывается:

• соответствие выступления заданной теме;

• актуальность;

• форма представления.

• Время выступления – 10 минут.

2. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс мудрецов. Выбираются по два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы школы.

7. Конкурс "Что бы это значило?" (ситуации из жизни школы). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

 

Методический мост

Методический мост является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

 

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма – 15 – 30 мин. Затем следует обсуждение высказанных идей.

 

Решение педагогических задач

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности учителя и учащихся, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий поможет научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из школьной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших учителей, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения учебной работы.

 

Методический фестиваль

Данная форма методической работы, используемая методистами города, района, руководителями школы, предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

На фестивале происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными уроками, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на урок, методические идеи, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Лаборатория «Информационные технологии»

• работа творческих групп по проблемам;

• использование информационных технологий в учебном  процессе;

• формирование гражданской позиции младших школьников.

Ярмарка педагогических идей

активизирует методическую работу учителей, так как каждый учитель хочет, чтобы его идея была признана лучшей. Таким образом, проявляется дух соревнования. Учителя, в основном молодые, учатся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, слушать критически относиться к себе и своим коллегам.

Разработка методического портфеля

• позволяет учителю систематизировать свою методическую работу за год, выбрать наиболее удачные методические приемы и обобщить их в виде методических разработок.

Интерактивные формы работы с педагогами.

Перед руководителями профессиональных объединений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами.

Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Необходимо разобраться с самим понятием. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя (руководителя МО) и ученика (педагога-участник МО).

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.

Что представляют собой формы интерактивного обучения? Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее простая форма группового взаимодействия – «большой круг». Работа проходит в три этапа.

Первый этап – педагоги рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.

Второй этап – в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.

Третий этап – по кругу каждый педагог зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием «большого круга» оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. С помощью данной формы можно, например, разрабатывать инструкции, положения, локальные или нормативно-правовые акты.

«Круглый стол»- проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.

При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. Например, столы целесообразно расставить по периметру комнаты. Ведущий «Круглого стола» определяет свое место так, чтобы видеть всех участников. Здесь же могут находиться приглашенные специалисты, администрация и др. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Представляется слово педагогам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.

«Вечера вопросов и ответов»- за месяц до намеченного срока мероприятия педагогам предлагается подумать, какие вопросы образования, воспитания, методологии и развития наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до Вечера классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.

Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных педагогами, раскрывается по возможности наиболее полно. Педагоги должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы и другое.

«Деловая игра» - эффективна в том случае, ели педагоги имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой педагоги получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.

Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 педагогическими ситуациями по проблеме.

Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды (на усмотрение руководителя ПО) по 4-5 человек участников деловой игры. Педагоги по желанию рассаживаются за столы, и тем самым сразу определяются команды участников. Одна из команд – эксперты судьи – это наиболее компетентные педагоги по предлагаемой проблеме.

Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод команды, работая над заданием. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. Каждой группой вносится не менее 3-х дополнений отвечающей группе, ставится поощрительный балл, который входит в общий счет очков. В конце игры определяется команда – победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ.

Деловые игры бывают следующих видов:

• имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом.

• управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций);

• исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;

• организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме.

• игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки;

• игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет?» (или родительское собрание, или практический семинар и другое).

При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна – до игры он инструктор, в процессе ее проведения – консультант, на последнем этапе – руководитель дискуссии.

Основная цель игры – живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий.

Методика организации и проведения:

Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа:

1.Конструирование игры:

• четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников;

• разработать общие правила игры.

2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели:

• руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены;

• назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку;

• определяют время, условия и длительность игры.

3. Ход игры.

4. Подведение итогов, подробный анализ игры:

• общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины;

• самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности;

• характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры;

• анализ и оценка игры экспертами.

Примерный порядок проведения деловой игры:

Руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. Рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение. Участники игры разбиваются на подгруппы по 3-5 человек. В каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы. Из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек.

Руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме. Для выступления каждому участнику игры предоставляется 5 минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует выделить главное, обосновать идею, обосновать, «защитить» ее.

Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме, обсудить и определить единые позиции педагогов в практической деятельности.

Экспертная комиссия сообщает также принятые ею решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре. Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость.

В заключении руководитель подводит итог игры.

Деловая (ролевая) игра – эффективный метод взаимодействия педагогов. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.

Деловая игра – это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры – добровольное и заинтересованное участие всех педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.

Дискуссия – критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.

Цель дискуссии – вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

Форма проведения – коллективное обсуждение теоретических вопросов.

Методика ее организации:

• определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;

• определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);

• составление плана;

• предварительное ознакомление педагогов с основными положениями обсуждаемой темы

Методика проведения:

•ознакомление педагогов с проблемой, ситуационной задачей.

•Вопросы педагогам предъявляются последовательно в соответствии с планом.

• организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы.

• заключение, подведение итогов обсуждения.

В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы педагогов, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит педагогов за участие в обсуждении.

Ведущий должен:

• Хорошо знать проблему, тему дискуссии.

• Изучить позицию и аргументы оппонентов.

• Не допускать отклонения разговора от предмета дискуссии, подмены понятий.

«Мозговая атака (мозговой штурм)» - так же как Деловая игра возможна при условии, когда педагоги имеют достаточно знаний по проблеме.

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой-либо темы, для принятия решений по определенной проблеме.

Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям, Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.

Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена.

Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов.

В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же  ситуации.

В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников

Любая форма общения с педагогами должна предполагать эмоциональность, лаконичность сообщений и в то же время насыщенность необходимой информацией, подтвержденной примерами из практики и педагогического опыта.

«Методический ринг».

Цель – совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции.

Форма проведения – групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).

Методика организации и проведения:

1 вариант – методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос.

Например, на методическом рингу по теме «Школа без дисциплины, что мельница без воды» (Я.А.Коменский) для дискуссии предлагается вопрос: «Как я добиваюсь дисциплины на занятиях – переключением внимания детей на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?»

Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости.

Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.

П вариант – методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.

Например, методический ринг по теме «Активизация познавательной (исследовательской) деятельности дошкольников на экологических занятиях» предлагает соревнование следующих методических идей:

• Применение игровых заданий;

• Использование активных форм обучения.

Тренинг.

Цель – отработка профессиональных навыков и умений.

Тренинг – слово английское – специальный, тренировочный режим. Тренировка может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинары.

При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения. Тренировку целесообразно проводить в тренинговых группах численностью от 6 до 12 человек.

Основные принципы в работе тренинговой группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.

Педагогический КВН.

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе педагогов. Из состава слушателей формируются две команды, жюри, остальные являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений заданий (в том числе конкурс капитанов), непосредственно связанные с изучаемой темой.

Ход игры:

1. Приветствие команд, в котором учитывается:

• соответствие выступлений заданной теме;

• актуальность;

• форма представления;

• время выступления – 10 минут.

2. Разминка (команды готовят по три вопроса на знание психологии личности ребенка и межличностных отношений). Время на обдумывание вопроса – 1 минута.

3. Домашнее задание: проверка подготовки деловой игры на заданную тему.

4. Конкурс капитанов.

5. Конкурс мудрецов. Выбираются два участника от команды. Им предлагается выбрать оптимальный метод решения данного вопроса.

6. Конкурс болельщиков: решение педагогических задач из практики работы учреждения.

7. Конкурс «Что бы это значило?» (ситуация из жизни ДОУ). Учитывается находчивость, точность выражения мыслей, юмор.

Методический мост.

Является разновидностью дискуссии. К проведению этой формы методической работы привлекаются педагоги разных образовательных учреждений района, города, руководители МО, родители.

Целью методического моста является обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Решение педагогических задач.

Цель – познакомиться с особенностями педагогического процесса, его логикой, характером деятельности педагога и ребенка, системой их взаимоотношений. Выполнение таких заданий может научиться выделять из многообразия явлений существенное, главное.

Мастерство педагога проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности.

Педагогические задачи целесообразно брать из образовательной практики. Они должны знакомить с отдельными методическими приемами работы лучших  педагогов, предостерегать от наиболее часто встречающихся ошибок.

Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позиции каждого действующего лица, представить себе всевозможные последствия каждого предполагаемого шага.

Предлагаемые задачи должны отражать эффективные формы и приемы организации и проведения образовательной работы.

Методический фестиваль.

Данная форма методической работы  предполагает большую аудиторию, ставит целью обмен опытом работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.

Здесь происходит знакомство с лучшим педагогическим опытом, с нестандартными занятиями, выходящими за рамки традиций и общепринятых стереотипов.

Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.

Заявку на занятие, методические идей, приемы участники фестиваля подают предварительно.

Методические посиделки.

Цель – формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе педагогов.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

• Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач образовательно-воспитательного процесса.

• Тема обсуждения заранее не объявляется. Мастерство руководителя и заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам.

Методический диалог.

Цель – обсуждение определенной темы, выработка плана совместных действий.

Форма проведения – круглый стол.

Методика организации и проведения:

Слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание.

Методический диалог ведется между руководителем и педагогами или группами слушателей по определенной теме.

Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства.

В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Таблица контактов.

Инструкция: можно использовать только 2 стрелки и только 2 цвета.

Желание контакта - красная стрелка, не желание – синяя стрелка.

От кого ожидала получить красные стрелки?

От кого не ожидала?

Если ожидания не совпадают с реальностью, смотри, что ты делаешь не так.

Активные методики

Методика «Мозаика»

• применяетсяна семинарских занятиях просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной   тематике с применением различных технологий и форм работы с последующим анализом и выработкой рекомендаций по их применению.

позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Методика «Продленная конференция»

• при подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами МО всю технологию проведения урока; после проведения открытого урока продолжается обсуждение эффективности полученных результатов.

• в основном применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу.

Методика «Парный или интегрированный урок»

• разрабатывается на цикловых МО, включающих учителей смежных дисциплин, например на цикловом МО учителей биологии, химии, географии. Такие уроки позволяют избежать дублирования излагаемого материала, выработать общие методические приемы его изложения, расширить кругозор учащихся по конкретной теме, а также активизируют работу самих учителей.

«Аквариум»

• форма диалога, когда педагогам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название – «аквариум».

Что дает этот прием  педагогам? Возможность увидеть своих коллег со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль и какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

 

Соответствие цели форме повышения квалификации

 

Цель

Форма

Совершенствование педагогической техники

Семинары, практикумы, школа молодого педагога

Совершенствование педагогического мастерства

Педагогические мастерские

Развитие креативных способностей

Творческие группы

Становление стиля педагогической деятельности

Клуб “Профессионал”, мастер-классы, тренинги

Формирование готовности к инновациям

Школа педагогического мастерства

Формирование педагогической культуры

Психолого-педагогические, методические семинары – практикумы

Разработка авторских методик, программ, технологий

Проектировочные семинары

Создание индивидуальной, дидактической, воспитательной, методической системы

Школа педагогического опыта, научно-методические семинары

 

Биенна́ле (лат. bis — дважды + annus — год) — выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года.  Самая известная биеннале — Венецианская, — существует с 1895 года. Однако есть и другие примеры, например, «Манифеста», биеннале Уитни или биеннале в Сан-Паулу.

Фотоквест - это соревнование по тематической фотографии с временными ограничениями, основными участниками которого являются любители фотографии. Направлен на поддержание самосовершенствования, инициативы, творчества и активного образа жизни молодых людей

Флешмоб - Флешмо́б или флэшмоб (от англ. flash mob — flash — вспышка; миг, мгновение; mob — толпа; переводится как «мгновенная толпа»; ср. напр. flash flood, «внезапный паводок») — это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится. Флешмоб является разновидностью смартмоба. Сбор участников флешмоба осуществляется посредством связи (в основном это Интернет).

Основные принципы флешмоба.

Спонтанность в широком смысле.

Отсутствие централизованного руководства, избранного командира.

Отсутствие каких-либо финансовых или рекламных целей.

Деперсонификация; участники флешмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает.

Отказ от освещения флешмоба в СМИ.

 

Фотогалерея

Психологиялық сағат  тақырыбы:«Бақытқа бастайтын жол»

Мақсаты: Педагогтардың бойындағы жағымды қасиеттерді тануға, жағымсыз қасиеттерді жоюға ықпал ету. Адам бойындағы сыртқы және ішкі қысымдарды түсіріп, мазасыздық сезімдерін жою. Педагогтардың арасындағы өзара қарым-қатынасты нығайту.

Тренингтіңережесі:

- тек өз атынан сөйлеу;

- өзгенің сөзін бөлмеу, тыңдау, мазақ етпеу;

- белсенді қатысу;

- тыныштық сақтау;

- ойды ашық айту;

- ынтымақтастық;

- құпиялылық;

Әдемі әуен. Кабинетте психологиялық ахуал. Керемет көңіл-күй,жайлылық орын алуы тиіс.

1. «Сәтті күн» жаттығуы.  Ең бірінші өз қолымызбен ұшақ жасаймыз.Сол ұшақтың қанатына өзіңіздің әріптесіңізге бүгінгі күнге жақсылық ,сәттілік тілеп жазып ұшырыңыз. Барлық ұстаздар орнымыздан тұрып,  сол ұшағымызды ұшырайық. Әр кім өзіне келген хатты оқып шығады.

2. «.... Мәңгі сені жазған жоқ сүрінуге,

Қақың бар қайта тұрып жүгіруге!» деп Мұқағали Мақатаев атамыздың сөзімен бастағым кеп тұр бүгінгі тренингмізді.

Өзін-өзі бағалау– өзгелердің пікірі арқылы және өзіне сырт көзбен қарау арқылы деңгейін анықтай алуы. Адамның өзіне берер бағасы, сенімділігі жоғары болса, кез келген қиындықтан оңай шыға біледі. Өзін-өзі бағалауы тұрмыстық жағдайға, білім дейгейіне де байланысты болуы мүмкін. Адамның өзіндік «Мені» жоғары болғанда ғана өзін-өзі бағалауы да жоғары деңгейде болады. Ал «Мен» шектен тыс көп болса, тәкаппарлыққа тіреледі. Тренинг алдында қызықты ақпарат бере кетейік. Тәуелсіздіктің бастапқы жылдары кезінде орыс ғалымы қызықты зерттеу жүргізген. Ол Орталық Азиядағы  Қазақстан, Өзбекстан, Қырғызстан, Тәжікстан, Түркменстан елдерінің қайсысын жарқын болашақ күтіп тұр, қай ел өзгелеріне қарағанда ілгерірек дамиды деген сұраққа жауап іздейді. Зерттеуі барысында мұрағаттарды ақтарып, әр ел президенттерінің толтырған құжаттарында «Мен», «Менің» деген сөз неше рет кездескенін санайды. Сонда бес ел ішінде Қазақстан президенті Н.Ә.Назарбаев «Мен ... бекіттім», «Мен ... шешім қабылдадым» деген сөздерді ең көп қолданған болып шығады. Осыған қарап, ғалым: «Қазақстан басқа елдерге қарағанда тез дамиды, басшысы өзіне сенімді» деген болжам жасағанда күмән келтіргендер, күле қарағандар көп болған екен. Алайда зерттеуші көшбасшының психологиясына бойлау арқылы қорытынды жасаған кезде қателеспегеніне өзі сенімді болды. Енді сіздің өзін-өзі бағалау (самооценка) деңгейіңіз қай шамада екенін анықтау үшін мынадай тапсырма ұсынамыз.  

Қағазға дөңгелек сызып, он бөлікке бөліңіз. Әр бөлікке адам қажеттіліктерін жазыңыз:

1. Денсаулық;

2. Білім;

3. Ақша;

4. Үй;

5. Мансап;

6. Демалыс;

7. Көлік;

 8. Отбасы;

9. Спорт;

10. Бос уақыт. Суретте көрсетілген ақ түсті бөліктерге бағалауымызды жазамыз. Әр қажеттілік сізде қаншалықты дәрежеде бар? Өзіңіз 1-10 аралығында ұпаймен бағалап шығыңыз. Мысалы, денсаулығыңызда еш ақау жоқ, көңіліңіз толатын болса, 9 ұпай, ал біліміңіз жеткілікті болса 10 ұпай деген сияқты әр бағанды бағалаңыз да, барлығын қосыңыз. Ең көп дегенде 100 ұпай шығуы керек.

Ұзақ жылдар бойғы зерттеулер нәтижесінде ғалымдар өзіңді бағалап үйренудің тиімді әрі өте қарапайымжолын ойлап тапты. Сонымен жаттығуға көшуге дайынсыз ба?

Ендеше жаттығуды орындау үшін сізге алдымен қағаз бен қалам қажет. Технология қанша дамығанымен психологияға қатысты жаттығулар немесе «күнделік» секілді жазбаларды қарапайым қаламмен жазған дұрыс. Себебі қазаз бен қалам сіздің жүрегіңіздің түкпірінде жатқан ойларды шығаруға көмектеседі.

Сонымен жаттығуға кірісейік! Сізге 7 түрлі тапсырма беріледі. Әр тапсырманың өзінде 7 тармақ бар. Жаттығудың ережесі бойынша барлық тапсырманы толығымен орындау қажет. Кері жағдайда жаттығу көмектеспеуі мүмкін. Сондықтан барынша мұқият жауап беруге тырысыңыз.  

1. Өзіңіздің ойыңызша ең жақсы 7 қасиетіңізді жазыңыз?

Барлық тапсырманы кейінге қалдырмай, бірден орындап тастауға тырысыңыз.

2. Мінезіңіздегі 7 ерекше қасиетті тізіп жазыңыз.

Бұл жазу тек өзіңіз үшін ғана. Сондықтан өзіңізді мақтауда тұрған еш әбестік жоқ.  

3. Сізді бағалайтын 7 адамның атын жазыңыз.

Егер 5-ші, 6-шы тармаққа келіп кідіріп қалсаңыз ешнәрсе етпейді. Бастысы ойланып, жеті тармаққа да жауап беріңіз.

4. Өміріңізде қол жеткізген 7 жетістігіңізді тізіп жазыңыз.

5. Өзіңізді ерекше құрметтеген 7 сәтті есіңізге түсіріп, қағазға түртіңіз.

6. Ертең істейтін 7 тірлігіңізді жазыңыз.

Бұл жаттығудың өте маңызды бөлігі болып табылады. Сондықтан өте мұқият болыңыз.

7. Сіздің жеткен жетістігіңізге шын көңілмен қуанатын 7 адамның тізімін жазыңыз.

Жазылған тізімді уақытыңыз болған сайын дауыстап оқуға тырысыңыз. Сонда сіз сенімсіздік, өзіңді бағаламау дегеннің не екенін білмейтін боласыз. 

Өз-өзіңді жақсы көру деген не? Ол – өз-өзіңе деген сенімділік, өзіңе құрметпен қарау және өзіңді бағалау. Көбіміздің кежегеміз кері тартып «жоқ, мен бұған лайық емеспін» деген түсінікпен көп нәрседен қағыламыз. Тіпті де олай емес, есіңізде болсын, сіз мынау дүниедегі ең жақсы нәрселерге, бақыт пен қуанышқа толығымен лайықсыз! Адам өз-өзін жақсы көру үшін не істеу керек?

1. Өз-өзін мақтау.  Өз-өзіңізді мүмкіндігінше көп мақтаңыз. Жақсы жасалған жұмыс үшін, дәмді дайындалған тамақ үшін мақтаңыз, бүгін темекі шекпегеніңізді мақтаңыз. Сәтсіз жағдайларды құлағыңыздан асырып жіберіп, нәрселердің тек жақсы жағын көруге тырысыңыз! Ұйықтар алдында тек жақсы дүниелерді ғана еске түсіруді әдетке айналдырыңыз.

2. Өз-өзіңізге сыйлық жасаңыз.Қабағыңыз түсіп, қатты қапаланып отырсыз ба? Өзіңізге сыйлық беріңіз! Ол сыйлық мынадай болуы мүмкін: киноға бару, тәтті түскі ас, жаңа киім-кешек, бір шыныаяқ кофе... Жәй ғана қазір не істегіңіз кеп тұрғанын ойлаңыз! Біз үнемі сүйікті адамдарымызға сыйлық жасауға асығамыз, ал неге өзімізге сыйлық бермеске?!

 3. Өз бейнеңізбен сөйлесіңіз.Айна алдына тұрыңыз да, өз бейнеңізбен тілдесіңіз. Өз-өзіңіздің жақсы жақтарыңызды, керемет адам екеніңізді айтыңыз. Тек жақсы нәрселерді ғана айтыңыз. «Менің көздерім қандай әдемі!» немесе «Мен күштімін, бұл қиындықты жеңе аламын!» деген сияқты сөздермен өзіңізге күш беріңіз. Сын айта көрмеңіз! Өзіңізге басқа адамның сын айтқанын қаламайсыз ғой! Бұл жаттығуды айына бірнеше рет істесеңіз, нәтижесі міндетті түрде болады. Қысқасы, өзіңізді жақсы көре білгенде ғана басқалар сізді жақсы көре бастайды. 

«Өзіңді жақсы көр» жаттығуы яғни  таратпа қағаздар ды таңдап алып соның ішіндегі керемет сөздерді айнаның алдына барып оқиды.

Сана және түпкі сана.

«Сана бұл – жоғарыға апаратын жол емес, бұл ішке қарай жетелейтін жол».

Енді осыны түсіндіріп көрейік. (Адамның басы)

Психологтардың айтуынша  Санамызда  кез –келген ақпаратты

« қабылдау –қабылдамау» деген таңдау мүмкіндігіміз бар. Ал енді таңдау құқығы қабылдау-қабылдамау дегеніміз не? Мысалы: «Қалада тұмау жүріп жатыр екен», - деген рас өтірігі белгісіз бір ақпаратты алайық. Біреулер осы ақпаратты естіп алып, жан –жағындағының барлығына қайта-қайта ескертіп айтып, күндіз –түні тұмау ойынан кетпей, «ауырып қалмайын, жұғып кетпесін», -деп уайымдап, бойын үрейлі эмоция билеп, артық түшкіргеннен де жөтелгеннен де сақтанып жүріп, ақырында ауырады, ауырғанда да қатты ауырады. Адамдардың мұндай «қайта-қайта айту, уайымдау, күндіз –түні эмоциямен ойлау» сияқты іс әрекеттері кез келген ақпаратты сананың қабылдауына апарып соқтырады, сіз қалайсызба, қаламайсызба, сана қабылдайды, себебі кез келген ақпаратты сұрыптайтын, жақсы жаман дегенді ажырататын санамызда сүзгі(фильтр) жоқ. Жоғарғы сана қабылдағанды, түпкі сана тек орындайды. Өйткені түпкі санада қабылдау – қабылдамау деген таңдау мүмкіндігі жоқ! «Ауру, ауру дегенді ойлай бердіңіз бе, «Мәә, саған ауру, ала ғой қанша керек, қай түрі керек?», -деп түрлі түрлісін береді екен. Себебі сіз ауруға тапсырыс бердіңіз, өзіңіз берген тапсырысқа ие боласыз. Атам қазақтың «жұт жеті ағайынды» және «жоқтың түбі жоғалар» дегендері мүмкін осы шығар. Осы мысалды, жалпақ сөзбен айтқанда, сіз қанша ауырғыңыз келмесе де ауырасыз, немесе неден қатты қорықтыңыз соған тап боласыз. Сондықтан, әр бір ойға, сол ойды пайда қылатын жағымсыз ақпараттарды естіп, көруден аулақ болыңыз. Әрбір ойыңыз бен сөзіңізге сақ болыңыз.   

Бүгінгі психологиялық тест сіз бейсаналы түрде ойланбастан таңдаған бейнеңізге қарай тұлғалығыңызды анықтайды. Алты алманың ішінде қайсысын бірінші жер едіңіз? Біреуін таңдаңыз, ол сіздің болмысыңыздың басым тұстарын айтып береді. 1. Қоғамның пікірі – сіз үшін жай ғана «күбір-күбір». Өз жолыңыздан таймайсыз, өзгелердің сөзін құлаққа ілмейсіз. Шындықты бетке айтасыз. Сәтсіздікке ұрынсаңыз, сабырлықтың арқасында оңай шешесіз.

2. Торығу – сіздің жауыңыз. Өмірдің мәні шытырман оқиғаларда деп түсінесіз. Қаныңыз арнасынан тасып тұруы үшін барлығын көріп, экстремалдық жердің барлығында болғыңыз келеді. Сізге үнемі адреналин керек. Әйтпесе өмірдің қызығы кетеді.

3. Өзгелер сізді ерекше адамдар қатарына жатқызады. Сізге құрметпен қарап, кеңесіңізге жүгінеді. Жүрегіңіздің түбінде беймәлім күш жатыр, осы барлығын сізге тартып тұрады. Әлеуетіңізді дұрыс қолдана білсеңіз, шыңдардың шыңына шығасыз.

4. Бақылаушы қалпын ұстанып, аз сөйлейсіз. Адамдардың ісі мен сөзіне қарап отырып, егжей-тегжейлі зерттейсіз. Көп уақытыңызды әртүрлі әдебиеттер оқып, өзіңізді жетілдіруге жұмсайсыз. Қарым-қатынаста көп ашыла бермейтін тұйық адамсыз. Тек жақсы танитын жандардың арасында ғана білетініңізді бөлісесіз.

5. Өмір ғажайып – бұл сіздің ғұмырлық ұстанымыңыз. Күн шығып тұрса шынайы шаттанып, жаңбырдан ләззат алып, өмірдің әр ұсақ-түйегінен ләззат ала білесіз. Ашық жарқын, мейірімді адамсыз. Жарқыраған күлкіңізбен маңайыңызға шуақ шашып, барлығына ерекше көңіл күй сыйлап жүресіз.

6. Психологиялық портретіңіз ерекше есте сақтау қабілеті мен асқан ақыл иесі екеніңізді көрсетеді. Бұрында өтіп кеткен күндердің әр сәті есіңізде толықтай сақталады. Жаман жағдайларды да естен шығара алмайтындықтан ұзақ уақыт ренжіп жүресіз. Адамдарға мысқылмен қарайсыз. Ешкім шынайы пейіл-ниетіңізді біле алмайсыз. Келесі ойын – телефон. Қатысушылар бірнеше топқа бөлінеді. Ұйымдастырушы неше топ болса, сонша жаңылтпаш дайындап әкелуі керек. Ойыншылар бірінің артына бірі қатарға тізіліп тұрады. Бірінші тұрған адамға жаңылтпаштарды сыбырлап айтасыз. Барлығы толық естіген соң, топтар ойынды бірге бастайды. Әп дегеннен жылдамдатып артында тұрған адамға жаңылтпашты сыбырлап айтып жеткізуі керек. Қай топ бірінші аяқтап және қатесіз айтса, сол топ жеңімпаз атанады. Жаңылтпаш қатардың соңына дейін жеткенше, сан құбылып, бастапқы қалпынан мүлде өзге сөздер шығады.

Түйін: жаңылтпаш сияқты кез келген жаңалықты әркім әрқалай естиді, әркім өз шамасынша түсінеді, әртүрлі қабылдайды, басқа адамға естігенінен басқаша жеткізеді, мұны қате екенін өзі де білмеуі мүмкін. Сондықтан естіген сөзіміздің барлығын шын деп қабылдауға болмайды.  2. «Мінезіңіз қандай?» Таңдаңыз: Сәбіз, жұмыртқа, кофе, ағаш. Сәбіз- сырты қатты болғанымен, қайнаса жұмсақ болып езіліп кетеді. Жұмыртқа- ашуланшақ, проблема жағдайында қайнаса қатаяды. Кофе- шығармашылық адамдар, қайнатқан сайын, қоюлана түседі. Ағаш- ең күшті, тамыры мықты адамдар.

Енді «Аффирмация» деген сөзге тоқталайық.

Аффирмация дегеніміз осы шақта, белгі бір жағдайларға қатысты, қысқаша айтылатын жағымды, жақсы сөздер. Жалпы айтқанда: «Аффирмация –жақсы сөз жарым ырыс», - деген мағынаны білдіреді.

«Ойыңды өзгертіп, өміріңді өзгерт» деген  Кәмшат Бекжігітованың  кітабымен түсіндіріп көрейін. Естеріңізде болса, бала күнімізде  әжелеріміз «жаман сөз айтпа балам, періштең әумин деп қояды» дейтін. Бірақ әжелерімізден не біз сұрамаппыз, не олар айтпапты періштенің қалай , қайтып, неге аумин дейтінін. Содан кейін «Жақсы сөз жарым ырыс» деген мақал бар. Осы мақалдың да түп тамырына, мағынасына өз басым үңіліп көрмеппін. Жалпы кез –келген нәрсенің қарама-қарсы жағы бар. Биік –аласа,ұзын –қысқа, ащы-тұщы, қараңғы –жарық күн-түн, ақ-қара, ыстық-суық, жақсы-жаман, және т.б. сияқты Бізге керегі «жақсы –жаман» дегені.

Мысалға, біреу қоңырау шалып, жағдай сұраса, көпшілігі «Ой, ниче, сол жүрген, үй жұмыс...»,-дейді. Ал енді адамдар ақша, өзі немесе басқалар туралы, ойлағанда не айтады? «Көп ақша табу оңай емес. Ақша өмірі жетпейді. Ақша жоқ!». Қазір  адамдар  жаман,  қорқасың құрысын». «Менің аяғым қисық. Өмірі жолым болмайды. Қолымнан ешнәрсе келмиді, мен ешнәрсе жасай алмаймын»- дейді. Себебі біз жаттап алғанбыз. Өзіңіз ойлаңызшы, жағымсыз сөзді жыларман болып айтқанда, біреу бір нәрсесін бөліп бере ме, әлде жағдайыңыз жақсара ма? Әрине, жоқ! Ендеше керісінше, «Менде бәрі керемет! Тамаша! Аллаға шүкір, күштімін!», -деп үйренейік. Сондықтан кері кетіретін, артқа тартатын жоғарыдағы сөздерді «Ақша табу оңай және тез. Менің ақшам жеткілікті. Ақша көп». «Адамдардың барлығы жақсы». «Мен әдемімін. Менің жолым болғыш. Менің қолымнан барлығы келеді, мен қалағанымның барлығын жасай аламын» деп өзгертіңіз.

Күнделікті өмірде аузымыздан шыққан әрбір сөз, ешбір мәні жоқ «жай сөз» ғана болып көрінгенімен, сіздің өміріңізге, болашағыңызға әсері зор. Бұған көз жеткізу үшін, бүгіннен бастап , амандасқаннан кейінгі аузыңыздан шығатын сөздің  бәрін бақылаңыз.  Егерде аузыңыздан  жаман, жағымсыз, жылаңқы сөздердің біреуі болсын, шығатын болса , сол сөзді  жоғарыдағы мысалдағыдай  қарама-қарсы, яғни жақсы жағына ауыстырыңыз.  Өз өзімізді жақсы көріп,өз өзіміздің бағамызды (самооценка) көтерумен жұмыс істегенде, айтылатын аффирмациялар:

Мен өзімді толығымен кешірдім. Мен өзімді жақсы көремін.Мен сұлумын. Мен әдемімін.

Мен өзіме сенімдімін. Мен бақыттымын. Өмірде барлық  жерде сәттілік маған есігін ашады.    Менің денім сау. Менің аяқ – қолым тез қимылдайды. Мен денсаулыққа пайдалы , дұрыс тамақтарды жеймін. Менің денсаулығым күн сайын жаңарып, жақсарып келеді.  Менің ақшам көп. Ақша табу оңай. деген сияқты т.б.

Қарапайым ой жаттығуы

Менің денсаулығым өте жақсы, бойымдағы барлық дерттен арылып, өзімді өте жақсы сезінемін. Көңіл күйім әрдайым көтеріңкі, айналамдағы жандардың бәрімен күлімсіреп амандасамын және үнемі жылы қарым-қатынаста жүремін. Мен ешкімді жамандамаймын, ешкімге жамандық  тілемеймін, айналамдағылардың жеткен жетістіктеріне әрдайым қуанып  және тілектес болып жүремін, ешкімнен ештеңені қызғанбаймын. Мен бақуаттымын, жалақысы жоғары қызмет істеймін және табысым өзіме, отбасыма толық жетеді. Жақсы үйім, автокөлігім бар, депозитте қомақты салымым бар, оған қоса құнды қағаздар алғанмын. Солардың өсімінің өзі мені қиналмай жұмыс істемей-ақ өмір сүруіме толық жетеді. Мен туыстарыммен, отбасыммен, бірге қызмет ететін ұжымдастарыммен өте жылы және жақсы қатынастамын. Ешкіммен ешқашан ұрыспаймын, ренжіспеймін. Әр күнім маған жағымды жақсы жаңалықтар,  игіліктер әкеледі. Бүгінгі күнім де жақсылыққа толы болады…

Түйін: қарапайым осы ой жаттығуын күн сайын жасау арқылы сіз көп ұзамай мінез-құлқыңыздың өзгере бастағанын, соған орай айналаңыздағы адамдармен қатынасыңыздың өзгергенін байқайсыз. Ең бастысы, қырсық пен сәтсіздіктерден арылып, жолыңыз ашыла бастайды. Әр күніңіз сіз ойлағандай шынында да жақғымды жаңалықтар әкеле бастағанын сезінесіз. Сенбейсіз бе? Онда осы қарапайым ой жаттығуын жасап байқап көріңіз және бір-екі күн жасап, тастап кетпеңіз, айлар, жылдар бойы күн сайын жасауды берік әдетке айналдырыңыз, жақсы нәтиже тек сонда ғана болады. Бұл үшін сіз ешкімге көк тиын ақша төлемейсіз және оған көп күш-қуатыңыз бен уақытыңызды жұмсамайсыз. Небары  екі-үш минуттық бұл ой жаттығуы сіздің өміріңізді жүз пайызға өзгертетін болады. Сонымен, іске сәт!

Күлгін білезік әдісі.Әлемде көптеген адамдар өз өмірлерін өзгерткісі келеді. Бірақ неден бастауын білмеуі мүмкін. Бұл техниканың авторы –атақты психолог Уилл Боуэн. Техниканың мағынасы күлгін түсті білезікті тағып жүріп ешқандай негатив ойлар ойламай және 21 күн бойы бір қолда тағып жүруіміз керек. Ал егер ойламаған жерден жаман ойлар келсе, басқа қолға ауыстырамыз. Сонда санау басынан басталады. Бұл сіздің ойыңызды бақылауға көмек береді, күлгін білезік тек сіздің есіңізге салып тұрады. Негатив ойлар дегеніміз не? Олар: өсек айту, балағат сөз айту, өз өзіңді кінәлау, біреуге критика айту, біреуді жек көру. Бұл жерде күлгін түстің еш фантастикалық күші жоқ. Тек автор осы түсті таңдаған. Ал неге 21 күн? Ғалымдар зерттеуі бойынша қандайда бір іс әрекетті 21 күн бойы қайталасаңыз, ол дағдыға айналады. Сондықтан да білезікті 21 күн қолымыздан шешпеуіміз керек.

Рефлексия

Бүгінгі өткізілген психологиялық шараға пікір білдіріңіз.