Вопрос-ответ
Всего ответов: 210
Новых вопросов: 0

Казыбек Кельдибекулы

Казыбек Кельдибекулы

Казыбек Кельдибекулы – великий оратор, общественный деятель и посол, принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Его прозвище (Каз Даусты) в переводе с казахского означает гусиноголосый. Вместе сТоле би и Айтеке би один из трёх великих биев (судей) казахского народа и один из авторов первого систематизированного свода казахских обычаев «адат» (законов) «Жеты Жаргы».

Казыбек Кельдибекулы (каз.Қаз Дауысты Қазыбек, 1667 – 1763) – великий казахский бий.

Казыбек Кельдибекулы–известный в народе как Каз дауысты Казыбек («Казыбек, непревзойдённый в слове и слоге», буквально «Казыбек с непревзойдённым голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, поражённого и загипнотизированного его красноречием.

 

Родился он на берегах Сыр-Дарьи (точное место рождения неизвестно), детские и юношеские годы провёл в Каратау и Улытау, принадлежал к Среднему жузу, к роду Каракесек племени Аргын. Отец Келдибек, дед Шаншар. Имя Шаншара было настолько известно и популярно, что дед по материнской линии–Сулеймен издалека прикочевал к Шаншару, которого за начитанность и мудрость прозвали Шаншар абыз.

Благодаря семейной традиции воспитания Казыбек уже в детские годы проявил красноречие и острый ум, став с годами прославленнымбием. Ему приписывается следующее обращение кджунгарскому правителю, когда он ещё совсем молодым, впервые, участвовал в посольской миссии:

«Ты–калмык, а мы–казахи,

Ты–железо, а мы уголь, который плавит железо.

Пришли мы для того, чтобы

Лицом к лицу по-мужски поговорить,

Решить разделяющие нас проблемы.

Нечего отыгрываться на пленённых детях и женщинах!

Хотим узнать, какова

Ваша позиция. Вот и пришли в чуждый лагерь.

Если не хочешь переговоров,

Будем решать вопросы на поле брани!

И готовы драться как львы до конца!

Готов к переговорам, скажи, не хитри!

Во всяком случае без дураков

Скажи всё напрямую».

Казыбек Кельдибекулы активно участвовал в делах государственного правления во времена ханов Тауке, Самеке, Абилмамбета, Абылая, способствовал действенности внутренней и внешней политики казахских ханов. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей.

Казыбек Кельдибекулы вместе с Толе би и Айтеке би вошёл в историю как инициатор объединения трёх жузов, один из авторов свода законов, принятых при Тауке-хана и названных «Жетi жаргы» (Семь устоев). В нём нашли конституционное закрепление подходы к проблемам, связанным с землёй, имущественными отношениями, семьёй, определением наказаний за преступления, международными отношениями, сватовством, разводом, положением вдов. Казыбек лично участвовал в переговорах с Галдан Цереном, отстаивая интересы народа, женщин, военнопленных. Одна из поездок к джунгарскому правительству была связана со стремлением вызволить из плена Аблая. Известно, что Аблай попал в плен после нападения калмыков в 1741 году на Средний жуз и два года провёл взиндане. Возможно, что его выдали родичи в ответ на требования Галдан Церена, сына которого Шарыша Аблай убил в единоборстве. Видя в Аблае большую будущность, ценя его характер, крепость характера, преданность идее единства казахского народа, Казыбек Кельдибекулы проявил большую настойчивость и добился возвращения Аблая на родину, где Аблай сразу же возглавил ханство в Сары-Арке, не будучи формально ханом. Неустанно на всём протяжении жизни он призывал к единству народа, к единомыслию, стремясь погасить раздоры между родами и между ханами в борьбе за власть, а также найти достойный путь сохранения цивилизованных отношений с соседними народами.

Умер Казбек Кельдибекулы в декабре 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи.

Похоронен в Туркестане, вмавзолее Ахмета Яссави.