Изучаем казахский язык

Жаңа
новый
Вопрос-ответ
Всего ответов: 226
Новых вопросов: 1

Статьи об Алихане Бокейханове

АЛИХАН  БОКЕЙХАНОВ: ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

1.     Начало пути

Есть деятели, имена которые не тускнеют с годами. Такой яркой личностью был Алихан Бокейханов. И несмотря на многолетние запреты, шельмование как «буржуазного националиста», «классового врага» их идеи помогли изменить мир к лучшему.

Алихан Бокейханов (в личном листке - Букейхан) родился в марте, по одним данным, в 1866, по другим - в 1869, а в энциклопедии «Казахстан» - в 1870 году. (Алихан Бокейханов и Владимир Ильич Ленин (Ульянов) родились примерно в один и тот же период. Оба были видными политическими фигурами своей эпохи и оба стали участниками величайших революционных событий начала ХХ века.)

Алихан Нурмухаметович Бокейханов родился в небольшом ауле современного Актогайского района Карагандинской области. Потомок чингизидов, в детстве Алихан проходит обучение у нанятых наставников, затем учится в трехклассной русско-казахской школе. Образование он продолжил в Омском техническом училище, а затем и Санкт-Петербургском Императорском лесном институте.

С детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края. В то же время, как ученик трехклассной школы, он был не понаслышке знаком с русской и мировой культурой. Обучаясь в Омске, а затем в Санкт-Петербурге, Алихан близко сходится с представителями европейской интеллигенции. В числе его друзей были такие крупные ученые, как Григорий Потанин, академики, профессора Г.А. Щербина, С.П. Шевцов, В. Бартольд, В. Радлов. Будучи избранным в состав I и II Государственной Думы, имел тесные отношения с А.Ф. Керенским, В. Шульгиным, Н.С. Чхеидзе и другими представителями России, Украины, Кавказа, Финляндии, Польши.

В конце ХІХ века, будучи членом Западносибирского отделения Российского императорского географического общества, Алихан Нурмухаметович публикует глубокие научные исследования. В частности, его труд: «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи» вышел в свет в 1903 году в Санкт-Петербурге, в многотомном альманахе: «Россия. Полное географическое отношение нашего отечества». Кроме того, публикует серию статей по истории и этнографии казахов.

Переломную роль в жизни молодого ученого и публициста играет его участие в работе экспедиции Ф.А. Щербины, которая исследовала особенности природы и экономики северо-восточных и центральных областей Казахстана. Затем он принимает участие в исследованиях по Сибири, публикует статьи и монографии. В частности, из-под его пера выходят работы «Женщина по киргизской былине», «Кобыланды» и другие солидные работы. Печатные труды А. Букейханова получают признание среди научной интеллигенции

В 1909 году им был издан сборник произведений Абая в Петербурге. Научная и публистическая работа А. Букейханова была многогранной и его исследования не потеряли актуальности и по сей день. По некоторым сведениям, Алихан Букейханов экстерном закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. 

2.     Штурмующее небо

Плыли тучи и дожди стучали, А теперь иная полоса. Если мы устали от печали, «Душу просветляют небеса»!

М. Жумабаев

Идеи защиты бесправного народа от притеснении колониальных властей заставляет Алихана заняться правозащитной деятельностью. В этот же период Алихан Бокейханов начинает заниматься активной политической деятельностью. Политические взгляды А. Бокейханова, сначала принявшего марксизм, изменяются после революции 1905 года. В марксизме он не принимает агрессивные идеи отрицания частной собственности, идеологию классового превосходства.

В ноябре 1905 года он выступает как делегат на съезде земских и городских деятелей России, где подготовил доклад о необходимости свободного употребления родного языка, свободе вероисповедания, либеральном законодательстве о выборах. В том же году он вступает в партию кадетов (конституционно-демократическая партия) и избирается членом ЦК. А. Бокейханов часто публикуется на страницах газеты, его имя становится известным, в 1906 году он становится на короткий период депутатом I Государственной Думы. Причем в депутаты А. Бокейханов прошел, получив 175 голосов «за» и только выборщик был против. При его активном участии начинает издаваться газета «Казах», сыгравшая огромную роль в подъеме духовной жизни местного населения.

В этот же период за ним устанавливается мощнейшая слежка, его неоднократно заключают под следствие.

Во время национально-освободительного восстания 1916 года Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции, справедливо полагая, что в условиях войны в отношении восставших будут применяться жестокие меры, призвали местное население воздержаться от участия в восстании. Харизматичный деятель конкретными делами помогает обездоленным. В 1917 году Алекен возглавил в Минске отдел инородных народов, призванный помочь восточным народам, представители которых оказались на фронтах Первой мировой войны. Его имя становится узнаваемым в самых разных концах империи.

Падение самодержавия А. Бокейханов принял с большой радостью, так как надеялся, что теперь последуют социальные реформы. Вместе с единомышленниками он выдвигает лозунг демократической республики, предоставления земель тем, кто извлекает из нее доходы. В телеграмме, отправленной на родину, А. Бокейханов пишет: «Взошла заря свободы».

В марте 1917 года А. Бокейханов назначается комиссаром Временного правительства. Но главная его цель в этот период - провозглашение и создание казахской автономии. В мае А. Бокейханов добивается прекращения жестокой деятельности в степях карательного корпуса генерала Лаврентьева. И уже в июле этого же года по инициативе А. Бокейханова и его соратников приходит 1-й Всеказахский съезд, создается партия «Алаш» со своей программой.

В советский период программа и деятельность партии «Алаш» подвергалась тотальному остракизму, как «буржуазные и националистические». На самом деле, объективный и непредвзятый анализ показывает, что в пунктах программы провозглашаются те принципы, которые характерны для стран с демократическим устройством. В частности, в первой части программы провозглашается, что «Россия будет демократической, федеративной республикой, в которой каждое государство будет самостоятельным, но будут совместно сотрудничать». Во главе правительства будет президент, избираемый по желанию Учредительного собрания и Государственной Думой на определенный срок.

Депутаты будут избираться на всеобщих, равных, прямых и тайных выборах. В отношении выборов не будут иметь значение происхождение, религия, пол.

Члены партии «Алаш» сторонники справедливости, спутник бедняков! Враг притеснителей».

Г. Потанин, анализируя проекты, выдвинутые лидерами «Алаш-Орды», подчеркивает, что надлежащей формой государственного устройства для них выступала «не родственная автономия, а автономия, привязанная к земле».

В программе также были описаны основные права граждан, религиозное дело, правосудие и суд, защита страны. В налогообложении предусматривалось прогрессивное налогообложение, в параграфе IX рассматривались проблемы науки, образования, в Х - земельный вопрос. И никаких сословных привилегии для диктатуры пролетариата, разжигания классовых различий, характерных для программ коммунистических партий (как известно, Манифест коммунистической партии, программы коммунистов стали идеологической базой всех коммунистических режимов для репрессии, насильственной реквизиции, уничтожения интеллектуалов). Как справедливо замечает Дина Аманжолова (см. «На изломе. «Алаш в этнополитической истории Кахзахстана». Алматы, 2009), установки партии Алаш на создание демократического, правового, экономически свободного, просвещенного общества расценивается как одна из немногих реальных, но упущенных возможностей качественно иного, нежели советской, варианта развития Казахстана. 

3.     1917 год. В пламени пожара

«В этой бездонной лазури, В сумерках близкой весны. Плакали зеленые бури, Таяли звездные сны».

А. Блок

Российская смута 1917 года докатилась и до национальных окраин. В ноябре 1917 года власть в Петрограде (Санкт-Петербург в 1914 г. был переименован в Петроград) захватывают большевики. А. Бокейханов в «Памятке крестьянам, рабочим и солдатам» от 1 декабря 1917 года обвиняет Ленина в единоличном и безответственном правлении и отстаивает приоритет демократических свобод. Он прямо обвиняет большевиков в склонности к насилию, диктатуре и четко, указывает: «... С лица большевика спала красная маска революционера».

Идеи демократов России, в том числе и А. Бокейханова, о созыве Учредительного собрания и выборе платформы для дальнейшего развития страны были жестко пресечены В. Лениным, Д. Троцким и другими вождями большевиков. В России развернулась гражданская война, жестокая, не знавшая пощад.

В условиях кровопролитной гражданской войны казахским лидерам пришлось прибегнуть к более гибкой тактике. Созванный срочно ІІ-й Всеказахский съезд (5-13 декабря 1917 г., г. Оренбург) единогласно постановил образовать территориально-национальную автономию казахов, дабы защитить их в условиях анархии и разворачивающейся гражданской войны. Председателем Народного совета Алаш-Орды был избран (большинством голосов) Алихан Бокейханов с временной столицей в г.Семипалатинске (Семей). Делегатом было поручено подготовить созыв собрания и провозглашение автономии Алаш-Орды, то есть Казахстана. В программе Алаш-Орды выдвигалась идея справедливого устройства, которая была реализована только частично.

В условиях войны лидеры Алаша входили во временный союз с командованием Белой армии, но в то же время начинаются переговоры с вождями большевиков. В марте-апреле 1918 года руководитель Наркомнаца И. Сталин и лидеры Алаша обмениваются телеграммами и говорят по прямому проводу. Д. Аманжолова отмечает, что Сталин в тот период считал даже возможным признать решения Всеказахского съезда.

А. Бокейханов, будучи в Семипалатинске, несмотря на угрозы лидеров «Уш жуз», активно участвует в переговорах. Лейтмотив и магистральная цель соратников А. Бокейханова в этот период -получение автономии. Телеграммы с Москвы печатаются тут же и комментируются в журнале «Абай». 

Примечание: перевод с оригинала на русский язык осуществлен доктором юридических наук, профессором М. Кул-Мухаммедом.

Возможно, эти месяцы с марта 1917 года по осень 1920 года стали звездным часом А. Бокейханова. Исполнилась его мечта о создании хоть и куцей, но все-таки казахской автономии. Он и его соратники хорошо понимали, что противостоять вооруженным отрядам Красной и Белой армий невозможно. Входить в конфликт с ними означало гибель и разорение аулов. Это было время ужасной неразберихи, когда человеческая жизнь мало что стоила. А. Бокейханов и его соратники сами нередко оказывались на волоске от смерти. Своеобразным характерным их девизом стали строки из письма Миржакипу Дулатову, написанные Отыншы Альжановым: «Для народа наступила лихая година, он умывается кровавыми слезами. В таком состоянии я не могу их бросить. Буду ли я жив, погибну ли - у меня один путь - быть вместе с ними».

Трагедия движения автономистов и лично лидеров движения А. Бокейханова, Ж. Досмухамедова, А. Байтурсынова заключалась в том, что руководство Белой и Красной армий не понимало стремление националов к свободе, к обществу, свободному от угнетения. Драма алашординцев была и в том, что они оказались втянутыми в водоворот событий гражданской войны, стали активными участниками этих событий, но они не были их инициаторами. При желании лидеры Алаш-Орды могли эмигрировать или отсидеться на тихой окраине. Их метания, желание войти в союз с теми или иными силами были продиктованы стремлением защитить народ от пылавшего огня.

В 1920 году после объявленной советскими властями амнистии лидер Алаш-Орды привлекался, с большими ограничениями, к просветительской работе. Ему поручались также переводы на казахский язык произведения Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко, писателей Европы и тюркоязычных авторов. Одаренный от природы, энергичный А. Бокейханов занимается также землеустройством, организацией овцеводства. Кроме прочего, он нередко консультировал наркомов Казахстана по различным вопросам. Но установившаяся власть, давшая большие обещания, становилась все более агрессивной. Один эксперимент следовал за другим. В 20-е годы ограничиваются гражданские свободы, пресекается деятельность альтернативных партий, свободные СМИ уничтожаются.

По мере укрепления большевизма все более-менее значимые лидеры республики были взяты «под особый контроль». Естественно, не избежал этой черной участи А. Букейханов. В 1926 году он был вынужден перевестись в Москву. В том же году, за выезд из Москвы без разрешения (?) был арестован ОГПУ и посажен в Бутырку. Вызовы в «контору» и краткосрочные аресты были и в последующем.

Но тяжелые времена, гибель зятя, молодого наркома Казахстана Смагула Садвакасова, не сломили его волю. Видевшая Алихана во время похорон в мае 1934 году в Москве жена Сабита Муканова - Марьям - вспоминала: «Он был очень красивый и имел царственный вид». 

4.     Конец. Лихая година.

«... И глухо заперты ворота, А на стене, а на стене -недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине.»

А.Блок 

Алихан Бокейханов, один из выдающихся деятелей Казахстана, был арестован в Москве в 1937 году. Как позже рассказывала его дочь Елизавета, Алихан Нурмухаметович хорошо знал, что будет арестован. Он сообщил дочери, что его теперь уже не выпустят и попросил московских друзей помочь дочери. Мальчик, выросший в свободных степях Каркаралинских гор, политический деятель, сделавший много прекрасного для людей, человек энциклопедических знаний, был арестован и препровожден в сталинскую тюрьму. Парадокс заключался в том, что ему, так же как многим его соратникам, пришлось увидеть тюрьмы как Российской империи, так и Советского Союза.

27 сентября 1937 года военной коллегией Верховного суда СССР по необоснованному обвинению Алихан Нурмухаметович Бокейханов был приговорен к расстрелу. На допросах и неправедном суде взял на себя всю ответственность за действия партии «Алаш», пытаясь защитить участников движения. Делал он это сознательно.

Говоря о людях, попавших под репрессии, а они длились не один десяток лет, мы должны понять, какие глубокие страдания понесли эти люди. Они теряли своих друзей, соратников, целые семьи повергались разгрому, растаптывались их человеческие идеалы во имя мифических целей «построения коммунизма». Социальный эксперимент (о нависшей опасности, исходящей от большевиков, А.Бокейханов предупреждал еще в 1917 году) в 20-е годы был развернут по всем фронтам. Алихан Нурмухаметович был расстрелян на пороге семидесятилетия. Какой вред мог он нанести могущественной Советской власти?!!

Он пережил В.И. Ленина на 13 лет, хотя мог жить долго и приносить людям добро. Имя его и его соратников запрещено было произносить, а если и упоминали, то только в крайне негативных тонах. Вырастали целые поколения казахстанцев, не знавших о трагической судьбе лидера казахских интеллектуалов начала ХХ века.

14 мая 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Бокейханов был оправдан связи с отсутствием состава преступления.

В работе «В потоке истории» Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Мы можем определенно сказать, что деятельность казахских интеллигентов первой половины столетия, сопряженная со страшными личными трагедиями, современна не только по своему концептуальному, но и по своему гражданскому и нравственному уровню».

Алихан Бокейханов родился в марте. К сожалению, до сих пор в стране, за независимость который он отдал жизнь, нет памятника, если не считать бюст в Каракаралы. Нет серьезных публикаций, за исключением работ Кенеса Нурпеиса, Дины Аманжоловой и Султанхана Аққулы. Нет даже документального фильма о личности Алихана Бокейханова. Незаурядный, умный и мужественный человек хотел свободы и равноправия для своего народа, смело боролся за его светлое будущее. Выдающиеся идеи А. Бокейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.

Фамилия автора: Б.Аяған

Теги: Биография Бокейханов А.Н. Личность  Журнал: Вестник КазНПУ Год: 2011 Город: Алматы

 

БОКЕЙХАНОВ, АЛИХАН НУРМУХАМЕДОВИЧ - ЛИДЕР ПАРТИИ АЛАШ

Алихан Бокейханов (каз. Әлихан Бөкейхан; 1866, Токраунская волость, Каркаралинский уезд, Семипалатинская область, Российская империя — Москва, СССР, 27 сентября 1937) — казахский общественный деятель, преподаватель, журналист, этнограф. Один из лидеров партии «Алаш», комиссар Временного правительства по Казахстану (1917). Председатель(премьер-министр) Алашской автономии с 1917 по 1920 годы.

Несгибаемый Алихан

Николо Макиавелли, итальянский мыслитель:«Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.»

В 1887 году возле Каркаралинского русского училища остановился фаэтон, отделанный серебром. В упряжке был великолепный белый конь с длинной шелковистой гривой. Открылась дверь кареты, и из нее вышел крупный рыжеусый генерал.

Вышел, распрямился и оглянулся. На звук колокольчиков его экипажа из здания училища высыпали учащиеся и замерли в ожидании предстоящего события. Генерал добродушно улыбнулся и сказал зычным голосом: «Здравствуйте, джигиты!» В ответ словно из одного рта раздалось: «С приездом, ваше превосходительство!» Радуясь легкому ветерку, теплому солнечному дню, генерал сказал: «Я приехал сюда из Омска и при этом экипаж проделал путь в 760 верст. Кто из вас вычислит, сколько раз за эту дорогу прокрутились колеса экипажа?»

Все присутствующие стали мучительно соображать. Только один ученик подошел к фаэтону и стал измерять ступицу колеса, подумал и без запинки доложил генералу: «Ваше превосходительство! Колесо прокрутилось за это расстояние столько-то раз!» Генерал улыбнулся и обратился к подошедшему к этому моменту директору училища: «Поедет со мной в Омск! Готовьте мальчика в дорогу!»

Проезжим начальником был генерал-губернатор Степной губернии Герасим Колпаковский. Мальчика из училища звали Алихан Бокейханов…

«Ввиду весьма отличных успехов…»

…Имея при себе суконную пару, халат, шубу и две пары белья, Алихан приезжает учиться в Омское училище для подготовки низших технических кадров для строительства Сибирской железной дороги. Учился хорошо и после окончания училища захотел продолжить учебу в Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. Директор училища Н.Е. Доброхотов обращается к каркаралинскому уездному начальнику с прошением: «Имею честь покорнейше просить продолжать выдавать Алихану Нурмухамедову стипендию киргизских обществ в размере 200 рублей, ибо поступление вышеупомянутого воспитанника Нурмухамедова в высшее учебное заведение крайне желательно ввиду весьма отличных его успехов и безупречного его поведения».

На последнем курсе Алихан подает заявление об изменении своей фамилии с Нурмухамедов на Бокейханов. Тем не менее аттестат об окончании училища он получает с фамилией Нурмухамедов.

Через месяц, получив 200 рублей «прогонных», письмо Н.Е. Доброхотова на имя профессора И.Н. Бородина, а также рекомендательное письмо из канцелярии степного генерал-губернатора, Алихан отправляется в Санкт-Петербург. О студенческих годах Алихана Бокейханова мало что известно. Учился он, как всегда, искрометно. Но его деятельная натура, революционная атмосфера студенчества привели его в ряды тех, кто участвовал в демонстрациях и забастовках. Уже на студенческой скамье он приковывает к себе внимание департамента полиции и попадает в список неблагонадежных.

Бокейханов заканчивает институт, получает специальность лесного экономиста и в 1894 году вновь появляется в Омске. Свою трудовую деятельность он начинает с преподавания в местной лесной школе, затем служит чиновником Омского переселенческого управления. Но просто служить в каком-то ведомстве не по деятельной натуре Алихана. Поэтому он активно сотрудничает с политическими организациями, часто публикуется в различных газетах и журналах, принимает участие в научно-исследовательских экспедициях под руководством Ф.А. Щербины по исследованию Степных и Киргизских областей. Алихан, помимо надворного учета хозяйств казахов, их скота, используемых земель и сбора другого этнографического материала, анализирует казахское хозяйство, вырабатывает нормы землевладения и землепользования местного населения. Позднее эти исследования были опубликованы в разных журналах и газетах. В те годы он становится членом Западносибирского отдела Императорского русского географического общества (ИРГО), а в 1901 году – членом распорядительного комитета отдела ИРГО.

Уже в первые годы своей деятельности в Омске Алихан Бокейханов сотрудничает с рядом местных и центральных газет. В период работы в редакции газеты «Степной край» он знакомится с потомком переселенцев в Сибирь Яковом Севостьяновым. Их сближают взгляды на жизнь и политику. К тому же Яков не препятствовал знакомству Алихана с его дочкой Ольгой. И когда однажды молодые пришли за благословением на брак, отец с грустью сказал: «Доченька! Лучшего избранника, чем Алихан, я бы тебе никогда и не пожелал. Но вы оба должны быть готовы к трудностям. Он казах и вырос среди степняков с их условностями и традициями. Ты русская. Ему в степи будут ставить в вину, что избрал русскую. Тебя будут часто упрекать твои соплеменники, что твой муж – инородец. Я вас благословляю, но будьте терпеливыми, и хранит вас любовь».

В 1903 году у молодой семьи появилась дочка Лиза, среди казахов за ней осталось другое имя – Зейнеп.

«Я являюсь представителем своего народа…»

В это время Бокейханов становится признанным лидером казахского национально-освободительного движения. Официальным его признанием было избрание в 1905 году представителем казахского народа на Съезд земских и городских деятелей России, который проходил в Москве.

В своем выступлении на съезде Бокейханов говорил: «Я являюсь представителем своего четырехмиллионного народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска. У нас преследуется школа с казахским языком, нас тоже давит цензура. Вот уже 13 месяцев, например, не могу добиться от цензуры разрешения на издание киргизского перевода 46 басен И.А. Крылова».

Революционные события 1905 года получили отклик по всей России. Не обошли стороной эти волнения и Степь.

В конце октября 1905 года интеллигентные казахи, жившие в Омске, перевели знаменитый Манифест от 17 октября на казахский язык, с «благословения» цензора и вице-губернатора, напечатали в акмолинской областной типографии и послали в Степь десять тысяч экземпляров. Благодаря активности казахов, в короткое время Манифест стал достоянием всей Степи. Повсеместно казахи съезжались на большие и малые съезды, читали Манифест, комментировали его, обсуждали вопросы о будущих выборах в Государственную думу.

Однако омский генерал-губернатор Сухотин, о котором говорили «человек твердый, прямой и умный, только скоропалительный, в особенности до обеда», – писал в своем донесении другое. «…С одиннадцати часов учащиеся разных заведений с участием взрослых, после того что узнали о Манифесте, двинулись толпою в насколько сот человек… Я вышел на подъезд, но был встречен криком, гамом, с заявлением, что наступил режим другого флага, что нужно опустить трехцветный флаг. Все мои убеждения не успокаивали толпу. Начали бросать камнями в меня, разбили несколько окон. К сожалению, не вижу успокоительного воздействия педагогов и учителей. Особенно в этом отношении выдаются Пищиков (начальник отделения казенной палаты), учитель Шостаков и статистик Букейханов…»

Алихана Бокейханова взяли под стражу9 января 1906 года.

«За четыре с половиной месяца сидения в павлодарской тюрьме вечерами я читал целые часы солдатам дежурного караула Пушкина, Лермонтова и Шекспира, – пишет Бокейханов. – Слушатели располагались в коридоре против глазка моей двери, я устраивался у выступа печи, обращенного к двери, переносная лампа ставилась на карнизе печи. Хорошо помню, что большое впечатление на солдат произвел «Кориолан» Шекспира».

А Степь уже готовилась к выборам. Крестьянские начальники были командированы в Степь для агитации. Они собирали большие съезды, разъясняли им Манифест 17 октября, говорили, что до сих пор законы издавались чиновниками, незнакомыми с народным бытом, законы не соответствовали требованиям жизни… Царь созывает Государственную думу, чтобы согласовать закон с запросами жизни… Казахи также призваны избрать своих депутатов. Нужно выбрать людей хороших, а не тех, которые сидят в тюрьме. Хорошего человека правительство не заключает в тюрьму…

Словом, против Алихана работали высокопоставленные чиновники. Задача была простая: любой ценой не допустить избрания его в Думу. Но из-за отсутствия серьезных улик власти уже не могли дольше держать его в заключении.

Таким образом, за несколько недель до выборов в Государственную думу его отпустили на волю.

Алихан был избран в Первую Государственную думу России от казахского населения Семипалатинской области. При голосовании из 176 выборщиков 175 были за его кандидатуру.

Но Букейханов прибыл в столицу лишь накануне насильственного роспуска Государственной думы. Виной опоздания было его заключение в павлодарской и омской тюрьмах.

После разгона Думы более двухсот депутатов выехали в финский город Выборг для выражения протеста царскому указу. Там родилось известное «Выборгское воззвание». Подписали этот документ 180 депутатов.

После этого Особое присутствие Санкт-Петербургской судебной палаты приговорило Алихана в числе остальных подписантов к трем месяцам тюремного заключения.

На этот раз его поместили в тюрьму в Семипалатинске. Когда в народе прошел слух, что Алихан в тюрьме заболел, его земляки-тобыктинцы стали ежедневно посещать и поддерживать его. Один из них пригнал в город из аула кобылу и ежедневно стал приносить сабу с кумысом…

После этого заключения Бокейханова высылают из Омска в Самару, где он с семьей проживет до 1915 года. Эти годы станут самыми бурными в его борьбе за создание новой политической партии. Именно тогда он вступает в ряды партии «Народная воля». Эта партия также известна как Конституционно-демократическая (кадеты). Бокейханов организовывает группу этой партии из представителей казахской интеллигенции и политических активистов. В эти годы Алихан становится народным вожаком, которого боятся власти. Недаром высший чиновник жандармского управления Омска утверждает: «Главным руководителем, оказывающим огромное влияние на киргизскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого управления Букейханов».

В 1913 году при активном участии Алихана вышел первый номер газеты «Казах», которая впоследствии станет политическим органом вновь зарождающейся партии «Алаш». Бессменным редактором этой газеты был соратник Алихана – Ахмет Байтурсынов.

В этот период в семье Алихана появляется наследник – в 1910 году родился сын Октай, который впоследствии, работая постоянно в русскоязычной среде, приобрел еще одно имя – Сергей.

В 1915 году его принимают в состав губернского комитета Конституционно-демократической партии, и он участвует в ее шестом всероссийском съезде. Здесь А.Н. Бокейханов избирается в состав центрального органа партии как один из видных руководителей самарской группы. Тогда же он вступает в Санкт-Петербургскую масонскую ложу.

Программа партии кадетов А.Н. Бокейханову казалась наиболее близкой к его политическим взглядам. Некоторые ее члены рассматривали будущее России в ее федеративном устройстве, разделенной на автономные субъекты, но соединенные единой Конституцией.

В 1916 году истекает срок ссылки в Самару, но в возвращении в Омск Алихану отказывают. Он поселяется в Оренбурге и включается в общественную жизнь города и всего казахского края. В том же году его уже в новом городе избирает народ своим гласным в городскую думу. Таков был его авторитет в народе.

Большие надежды Алихан связывал с Февральской революцией: к власти пришли либералы (Милюков, Чхеидзе, Керенский), и появилась надежда на свободу для казахского народа. К тому же в апреле Алихан назначается комиссаром Временного правительства по Казахстану. Но иллюзии быстро растаяли, и изменилось его отношение к окружавшим собратьям и товарищам. После прихода к власти его товарищи по партии и масонские «братья» отказывают ему в создании автономии казахского народа, желая теперь «сохранить империю в ее границах».

Возмущенный этим и разочаровавшийся в бывших своих соратниках, Алихан выходит из рядов кадетской партии и отказывается от своих масонских обязательств. Он активно начинает заниматься организацией национальной партии «Алаш». В это же время он участвует в съезде сибирских автономистов в Томске, где было принято решение о предоставлении автономии казахскому народу в составе Сибирской республики.

В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся Второй всеказахский учредительный курултай, на котором была провозглашена первая Казахская автономия – Алаш-Орда. Единогласно его первым председателем избирается Алихан Нурмухамедулы Бокейханов. Это было историческое событие. Впервые со времен хана Жаныбека было создано единое Казахское государство. Недолгой, однако, оказалась жизнь этого образования – власть в России захватили большевики.

Алашординцы оказались единственной силой, препятствовавшей нарастающей «красной» силе. Но вскоре перед казахским правительством и его лидером возник вопрос выбора: продолжать бессмысленное сопротивление и кровопролитие или присоединиться к большевикам.

Алихан Бокейханов – единственный из лидеров Алаш-Орды, кто не согласился сотрудничать с советской властью, хотя вышло постановление правительства об амнистии членов партии «Алаш» и согласии на их привлечение к сотрудничеству в советских учреждениях.

За его оппозиционные взгляды по отношению к новой власти большевистское правительство приняло решение о высылке Алихана из Казахстана…

Место ссылки – Москва

Его привезли в Оренбург и поместили в тюрьму вместе с М. Дулатовым. Ежедневно его допрашивали по пять-шесть часов. И вот однажды ночью приходят два солдата и приказывают Алихану выйти: «Нам надо вас доставить в Москву».

После приезда в Москву Алихана пригласили на прием к Сталину. Беседа была долгой. Сам Алихан рассказывал с улыбкой о том, как он старался избегать прямолинейности в своих суждениях. Он просто не знал, как поведет себя наркомнац. И вот задается каверзный вопрос: «Каково положение коммунистов в ваших местах?»

Бокейханов немного подумал и ответил:

«Вы же знаете, что на Востоке принято рассказывать притчами. Позвольте и мне рассказать одну. Конечно же, вы знаете о Ходже Насреддине. Однажды он приезжает на одно сборище и держит в руках подкову. Его стали спрашивать: «Что это у тебя в руках?» Насреддин отвечает: «Это же подкова к моему ишаку. Теперь для осуществления мечты мне не хватает только еще трех подков и одного ишака».

Вот так бы и я охарактеризовал положение коммунистов в Казахстане».

Сталин оценил восточный юмор и немного погодя сказал:

«Побудьте пока в Москве. Я дал поручение товарищу Торекулову, чтобы он подыскал для вас квартиру и работу. У меня к вам одно требование: не возвращайтесь на родину и не выезжайте в степи».

Алихан ушел, не возражая. Да и мог ли он в его положении что-либо говорить? Он остался один. Его отлучили от друзей, родных, от дела жизни.

Поселили его в Большом Кисловском переулке, дом 4, в коммунальной квартире №15…

Тем временем Назир Торекулов выполняет поручение Сталина и устраивает Алихана к себе на работу в Центральное издательство народов России. В 1926 году академик Александр Ферсман приглашает Бокейханова принять участие в работе особого комитета Академии наук по исследованию автономных и союзных республик в качестве эксперта по Казахстану.

В этом же году в Адаевский уезд направляется группа сотрудников по изучению хозяйства, состояния экономики, природных запасов и культуры коренного населения. Букейханову было запрещено выезжать в степи, но руководители экспедиции посчитали, что опасения уже позади. Слух о том, что Алихан приезжает в уезд, уже разнесся по Степи. Земляки стали готовиться к его приезду. Поставили для Алихана в знак высочайшего уважения белую юрту. Беда была только в том, что узун-кулак понес по невидимому телеграфу новость и в органы. И вот Бокейханова вновь арестовывают, отправляют в Москву и помещают в Бутырскую тюрьму, где он отсидел 15 дней.

После освобождения он сам просится на прием к Сталину, чтобы тот из первых уст узнал о происшедшем. На этот раз встреча была холодной. Сталин напомнил ему: «Ты не забыл, о чем я говорил в прошлую встречу? Не надо было тебе выезжать в Степь…»

…Наступило страшное десятилетие. С родины приходили ужасные вести об арестах его сподвижников. Он и сам ощущал изоляцию и свое одиночество. Квартиру в Большом Кисловском переулке все реже и реже посещали приезжавшие земляки. Боялись. Несколько раз приезжала жена Горького Екатерина Павловна Пешкова. В годы политических репрессий она организовала негосударственную службу Красного Креста. Алихану она привозила записки от Ахмета Байтурсынова. Алихан в свою очередь передавал через нее продукты арестованному.

Дочь Лиза говорила отцу: «Ты хоть понимаешь, как это опасно для тебя и нас?» На что он отвечал: «Мы давно уже себе не принадлежим. Это наша судьба…»

Ордер на арест Алихана был выписан 26 июля 1937 года.

Пришли глубокой ночью. Возглавлял наряд не кто иной, как сам Ежов. Курьезом было то, что Елизавета Алихановна училась с ним в гимназии. Ежов хорошо знал Алихана и не раз бывал в этом доме. С ним вместе пришел старший лейтенант Рядинов с нарядом сотрудников ГПУ. Было утро 27 июля. И опять Бутырка. Теперь уже это не те пятнадцать суток, что он отсидел после неудачной поездки в экспедицию в Адаевский уезд. На этот раз начались допросы с пытками, с бессонными ночами, непрерывной сменой допрашивающих следователей. Надо было заставить его признаться, что и в Москве он продолжал контрреволюционную деятельность против советской власти, был агентом иностранной разведки. За три дня он осунулся, поседел и еще более упрямей стали складки у рта.

Через два месяца после ареста ему, поседевшему, измученному, но сохранившему достоинство и честь, лидеру казахов двадцатого века, зачитывается приговор Военной коллегии Верховного суда Союза ССР – расстрел.

Вместо эпилога

Из книги Срыма Бокейханова «Нельзя о прошлом позабыть».

«Прошли годы. Иногда я спрашиваю себя: «Когда я стал чувствовать свой долг и ответственность за то, чтобы дела и мысли Алихана и других близких родственников стали известны большему кругу здравомыслящих людей?»

Скорее всего, тогда, когда увидел слезы моей тети Лизы, получившей в 1956 году очередной ответ из Военной прокуратуры, а утвердился в этом, когда впервые сам пострадал за родственную связь с ним. В Казахстане, ставшем наконец суверенным государством, свои маяки. Вся жизнь Алихана была сконцентрирована на создании автономного государства, в котором все народы будут равными и казахи наконец не будут ущемлены в праве на развитие своей культуры, своего языка, своих традиций. В последние годы многое свершилось. Не все идет так, как грезилось ему и его соратникам. Но развитие народа не происходит по мановению волшебной палочки. Историю творят конкретные люди в конкретных условиях.

Сейчас можно только удивляться многим прозорливым идеям и мыслям выдающейся горстки интеллектуалов, которые в начале двадцатого столетия объединились под флагом Алаш-Орды. Они верили в то, что сейчас медленно, но происходит. В одном они оказались наивными – не все их потомки будут ради народа идти на жертвы, отвечать перед людьми за свои деяния. Они были такими же идеалистами, как в свое время были декабристы в России.

Приятным событием для всех наших родственников, интеллигенции, честных людей стало присуждение Международным фондом Абылай хана, Казахским обществом охраны исторических памятников истории и культуры и фондом «Алтын Адам» Алихану Бокейханову звания «Человек Столетия» При этом он был поставлен в списке десяти лауреатов первым. При вручении памятной медали и диплома мне предоставили слово, и я напомнил присутствующим слова, сказанные моим отцом, когда пришло известие о реабилитации Алихана:

(Слава богу, наши предки начали улыбаться!)»

Андрей ЗУБОВ, Алматы, 30.03.2011

При подготовке статьи использованы материалы книги С. Бокейханова «Нельзя о прошлом позабыть».

 

НАШ   ЗЕМЛЯК АЛИХАН БОКЕЙХАНОВ

Бокейханов Алихан Нурмухамедович (1866, ныне Каркаралинский район Карагандинской области - 27.09.1937, Москва). Казахский общественный деятель, ученый. Окончил Омское техническое училище (1988),    экономическийфакультет Санкт-Петербургского лесо-технического института (1894). В конце 19 века преподавал в Омском лесохозяйственном училище...С 1905 г. член конституционно-демократической партии,      депутат в ПервуюГосударственную думу отказахского населения Семипалатинской области. Принимал активное участие в работе Всероссийского земского союза (1916)...»

Из «ЭнциклопедииКазахской ССР», 1991, т.4, стр. 625.

Удивительной была жизнь Алихана Бокейханова. Начиная с начала нашего века, и, на протяжении тридцати лет его имя знал каждый казах. Он был народным героем и даже после гибели в тридцать седьмом с титулом «врага народа» остался почитаем степняками. Реабилитация пришла три года тому назад. И сразу выплестнулась, облеклась в торжественные строки давно скрываемая правда.

В такой обстановке браться за статью об Алихане Букейханове мне, краеведу, было чрезвычайно трудно. Нужен был свой путь, свой поиск, свои ориентиры. Так пришло решение проследить корниБукейханова на земле Сарыарки и придать гласности некоторые малоизвестные документальные источники, связанные с жизнью А.Н. Бокейханова. Опирался на труды Ч.Ч. Валиханова, Н.Я. Коншина, Л. Ауэзовой, М.С. Муканова, А. Якушкевича и биографа Бокейханова карагандинца Х.А. Абишева.

Приходится сожалеть, что и в «Энциклопедии Казахской ССР» допущена досадная оплошность. Бокейханов появился на свет в Каркаралинском уезде Токраунской волости, в горах Жилтау на зимовке Караунгир в километре от зимовки Касыма. По современному территориальному делению РК это Джезказганская область, Актогайский район, совхоз «Каратальский», первое отделение.

Алихан Бокейханов принадлежал к потомкам высшего слоя казахского общества, называемого до сих пор как «аксуек» - белая кость. Сюда входили ханы, султаны, которые вели свое происхождение от чингизидов и относились к особому роду «торе». А.Н. Бокейханов, как подсчитано, является потомком Чингисхана в 23  поколении.

Среди чингизидов в числе первых из Туркестана на земли Сарыарки пришел Букейхан. Это случилось в 1748 году. Бокейхан долгие годы разделял власть в Среднем жузе с ханом Вали. Бокейхан прославился как осторожный и мудрый политик. Он принял деятельное участие в борьбе с калмыками. Скончался Бокейхан в 1817 году. Чтя имя великого предка, отец Алихана, Нурмухамед, а затем и сын Алихан и другие родственники приняли фамилию Бокейхановы.

По словам члена корреспондента АН РК Акжана Машанова, Алихан, завершив обучение в аульной школе, поступил в Каркаралинскую сельскохозяйственную школу. Это учебное заведение было открыто в 1872 году и находилось в 20 км. от города в урочище Антерек.

В конце прошлого года А. Бокейханов вошел в число самых именитых исследователей народной жизни Казахстана. В течение ряда лет сотрудничал в экспедиции по исследованию степных областей в статистико-экономическом отношении, руководимой А.Ф. Щербиной. В 1898 и 1899 годы вместе с Д. Сатыбалдиным, Е. Итбаевым, У. Абичевым, И.Ф. Гусевым, М. Чумбаловым, И.Д. Трипольским и другими занимался обследованием Каркаралинского уезда.

Мне удалось найти редкий труд экспедиции и проследить все разделы, написанные А.Н. Бокейхановым. Особенно впечатляет естественно-историческая характеристика пастбищных районов. Вероятно, А.Н. Бокейханов первым из казахских ученых ввел и понятие слова «Сарыарка». Так казахи называли ковыльно-типовые степи по причине их желтого цвета, принимаемого летом в качестве засохших злаков. Его перевод топонима - желтая спина, желтый свод.

Алихан Нурмухамедович является одним из авторов редкой книги «Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Настольная и дорожная книга под редакцией В.П. Семенова. Киргизский край». Это уникальная монография о Казахстане начала нашего века. Лично А.Н. Бокейханову лично вместе с А.Н. Сидельниковым и С.Д. Чадовым принадлежит глава «Исторические судьбы Киргизского края и культурные его успехи».

Большое количество статей А.Н. Бокейханова осталось в журнале «Сибирские вопросы», газетах «Иртыш», «Омич», «Голос степи», «Семипалатинский листок», «Степной край», «Казах». В 1910 году в Санкт-Петербурге вышел обстоятельный (на 599 страниц) труд нашего земляка «Киргизы, Формы национального движения в современных государствах»

Мы до сих пор мало что знаем об общественном движении казахских масс в годы революции 1905-1907 годов. Не берусь бытьлетописцем этого сложного времени, но некоторые факты из жизни Каркаралинского уезда, связанные с именем А.Н. Бокейханова, обязан привести.

10 июля 1905 года генерал-губернатору Степного края военный губернатор в секретной докладной сообщал «Каркаралинский уездный начальник рапортом 30 июня сего года донес, что, по собранным им негласным сведениям, на Куяндинско-Ботовской ярмарке киргизы Акмолинской области и соседних уездов Семипалатинской пригласили киргиз Каркаралинского уезда к участию в общей петиции на Высочайшее Имя».

Далее уездный начальник Оссовский информировал омские власти о поданной киргизами Каркаралинского уезда телеграмме в Петербург. Ввиду чрезвычайного интереса к никогда не печатавшемуся документу привожу выдержки из него, к составлению которого, как мы увидим ниже, А.Н. Бокейханов имел самое непосредственное отношение.

«В Омске совещание чиновников различных ведомств во главе с генералом Сухотиным высказалось против допуска представителей от киргиз в Земский Собор. Подобное недальновидное решение объяснимо лишь незнакомством с характером развития и стремлением главной массы населения Степного края, на которую это устранение произвело удручающее впечатление.

Киргизы, населяющие огромную территорию, прилежащую к Китаю и Афганистану, связывают свою судьбу и интересы с судьбами всего государства... В самом деле, какие же могут быть серьезные основания... выделять шестимиллионных киргиз в особо бесправную и незаконную группу.

… Ввиду изложенного всеподданнейше просим Ваше Императорское Величество, повелеть призвать на Земский Собор представителей от киргизского населения..»

Петиция и телеграмма на высочайшее имя вызвал переполох в стане местной администрации. Стали искать зачинщиков, 21 августа 1905 года Оссовский отбил в Оме! телеграмму, где были такие строки: «Приговор был отправлен в Омск на имя ученого лесовода Алихана Бокейханова который, можно думать, является главным организаторомруководителем дела... Букейханов снабжен надлежащими полномочиями от киргиз уезда... Весьма возможно, что составлении телеграммы принимал участие и Бокейханов».

Не успели еще высохнуть чернила на завязавшейся переписке по поводу выявления личностей зачинщиков, как Каркаралинск потрясли новые события. 15 ноября здесь прошел митинг, связанный с обсуждением царского манифеста от 17-го октября. В конфликт вмешался А.Н  Бокейханов, ставший на сторону демонстрантов. Об этом еще один документ из архива.

«Как образец гласной агитации против уездного начальника, представляю Вашему превосходительству статью господина Бокейханова, напечатанную в 256 номере «Степного края», под заголовком «Все тайное становится явным».

«Каркаралинский уездный начальник секретно донес генерал-губернатору о том, что во вверенном его благородию Оссовскому уезде - бунт, для устранения которого необходимы экстренные меры. В         Каркаралинск командированы товарищ прокурора Омского суда Жданович и Петропавловский жандармский ротмистр Прокопович... К ним в подмогу отправят отряд казаков. Стало быть, уезду угрожают все ужасы беззакония и произвола.

В чем же однако дело?

Я, нижеподписавшийся, узнав о том, что так легкомысленно замышляют преступление люди, не знающие киргизский народ, его степь, к сожалению, превращенную в сатрапию, послал в Каркаралинск телеграмму-запрос.

На эту телеграмму-запрос я получил 3 декабря ответ, подписанный десятками граждан города и уезда.

«Донесение Оссовского о каком-то бунте в уезде ложно. 15 ноября   (день   мусульманского   праздника   курбан-айт) в городе была только манифестация. Участвовали только киргизы, татары, русские и интеллигенты, толпою не более 400 человек. Говорились речи безусловно законные. Порядок был образцовый... Все возмущены ложным донесением уездного начальника Оссовского».

... Как только восстановится телеграфное сообщение с Москвой и Петербургом, я сообщу приведенную выше телеграмму в совет рабочих, комитет союза и бюро труда земских и городских деятелей и опубликую в столичных газетах на суд борющейся, обновляющейся молодой России.

Не умножайте свои преступления, могильщики приказного строя. Ваши дни сочтены. С вами мы рассчитаемся в русском представительном собрании. Алихан Бокейханов»

«... Бокейханов А.Н. после победы Февральской демократической революции 1917 года входил в состав туркестанского комитета временного правительства. В июле 1917 г. выразив свое несогласие с программными положениями кадетской партии... объявил о своем выходе из нее и ... создал партию Алаш... После объявления амнистии ВЦИК бывшим алашординцам, перешел на издательскую работу... В 1937 г. арестован «за контреволюционную деятельность» и приговорен к высшей мере наказания.  Пленум Верховного Суда СССР, от 16 мая 1989 г. признал необоснованными предъявленные ему обвинения».

Из «Энциклопедии Казахской ССР», 1991, т.4, стр. 625

Алихан Бокейханов был в числе группы казахской молодежи, которая в конце прошлого века потянулась настуденческую скамью. Уезжали в Томск, Казань, Москву, реже в Петербург. Из степей Центрального Казахстана на берег Невы, кажется, первый шагнул Бокейханов.

Вслед за Алиханом в Петербурге оказался его двоюродный брат Динмухамед Султангазин, затем Жакып Акбаев, Алихан Ермеков, Мухамедьяр Оспанов, Жакаи Баиров Аманбай Чингиров, Нигмет Нурмаков, Мустафа Шангин, Аубакир Курманов, Иман Алибеков, Абжан Ногаев, Камал Кайсаков, Манат Турганбаев, Рахимбай Сапаков, Иманбек Тарабаев и др.

Первый отряд казахской интеллигенции Сарыарки разгромленный сталинским режимом, казалось бы, до основания, но устоявший под напором политической стихир благодаря своим корням... И это четко прослеживается насудьбе потомков Алихаиа Нурмухамедовича Бокейханова.

У Бокейханова была русская жена, Елена Яковлевлевна Севостьянова. Имели двоих детей: сына Укитая и дочь Лизу. Укитай имел высшее горное образование. Его деятельность была связана с Джезказганом еще до К.И. Сатпаева. Дочь Лиза стала врачем, доктором наук, профессором. Участвовала   в   Великой Отечественной войне.

Укитай Бокейханов по профессии был горные инженером. В Джезказгане начал работать где-то с 1929 года. Автор серьезного научного труда о перспективах Джезказгана. У него было казахское имя, но в среде геологов он был известен как Сергей Алиханович Бокейханов. К.И Сатпаев в своих многочисленных трудах по Джезказгану указывает на своего соратника по геологоразведочному отделу Карсакпайского комбината С. А. Бокейханова.

Но и с С.А. Бокейхановым судьба обошлась достаточно круто. Он был арестован вслед за отцом и попал в Норильск. И  только   через   много  лет  после войны выяснилось, что он работал на Урале директором уранового рудника в ведомстве Берии, так  как считался хорошим специалистом по редким подземным ископаемым...

... Алихан Нурмухамедович Бокейханов напоминает могучее дерево, над которым пронеслась жестокая буря.Прошло полвека и свершилось чудо. Глубоко спрятанные в земле корни дали молодые побеги. Им жить и жить!