Вопрос-ответ
Всего ответов: 232
Новых вопросов: 0

Родителям о возрастных особенностях детей

Родителям о возрастных особенностях детей.

Школьный возраст (6-11 лет). В этом возрасте особое зна­чение приобретает оценка личности ребёнка окружающими, и прежде всего в школьной среде. Умиление успехами или внешними данными сына или дочери в этот период очень опасно. Ведь критерии родительской оценки могут не совпа­дать с оценками школы и одноклассников. Причем это несовпа­дение, как правило, значительно больше, чем оно было раньше, в дошкольной жизни ребёнка.

К сожалению, слепая родительская любовь отличается завид­ным постоянством (может быть, потому, что она — слепая?), и её эмоциональный накал мало меняется по мере взросления сына или дочери. Может меняться разве что вид этой любви: была любовь-восхищение, стала любовь-жалость (если ребёнка «не понимают» или недооценивают). Однако сила чувства не ослабевает. Просто к умилению добавляется жалость. Происходит это потому, что в таких семьях родители (особенно это свойственно матерям) способны к гипертрофии мелких достоинств и маленьких успехов своих детей-школьников, с одной стороны, и к недооценке серьёзных недостат­ков, ошибок, заблуждений и их последствий — с другой.

Гипертрофия мелочей как бы застилает родителям глаза, не позволяя объективно оценивать личностные качества, систему взаимоотношений и поведение их любимого чада в школе.

Этим же объясняется слабость дифференцированного подхо­да у таких родителей к воспитанию мальчика или девочки в се­мье. Базовые, фундаментальные мужские или женские черты (в первом случае — решительность, воля, справедливость, само­стоятельность в принятии решений, мужественность, а во вто­ром — чуткость, отзывчивость, мягкость, доброта, терпение, вы­держка и др.) оказываются недоразвитыми и несформированными в силу развития других, менее значимых свойств и качеств личности (например, тщеславия, себялюбия и т. д.).

Как мы нередко видим, и на этом возрастном этапе высокий коэффициент умиления ведёт к продолжению «бесполого» вос­питания школьника в семье.

Подростковый возраст (12-16 лет). Для подростков мне­ние окружающих тоже, конечно, имеет важное значение. Но в этот период резко возрастает роль самооценки. Главным для подрос­тка является его собственное мнение о самом себе, в том числе и о мужских (или женских) чертах, достоинствах, недостатках. Фор­мирование адекватной самооценки должно начинаться в раннем детстве. Именно самооценка становится тем самым своеобраз­ным «рулём», который даёт направление развитию личности: её мировоззренческим и поведенческим особенностям. Причём в процессе формирования самооценки подросток всё меньшее зна­чение придаёт оценке родителей и педагогов и всё большее — оценке ближайших друзей-сверстников.

Это необходимо учитывать в системе внутрисемейного обще­ния. Доверительность в отношениях не сваливается с неба. Она завоёвывается в течение многих лет

Что же думают о себе в этом возрасте те мальчики и девочки, по отношению к которым родительский коэффициент умиления был излишне высок? Конечно, самооценка у таких подростков не­померно велика. И это не может не приводить к завышенному уровню их социальных притязаний! Им кажется, что все к ним не­справедливы, что все вокруг им чего-то «недодают»: и школа, и друзья, и родители, и всё общество в целом. Механизм образова­ния непомерно высокой (неадекватной) самооценки и завышен­ного уровня притязаний — вполне логичен и закономерен. Раньше, в предшествующие этапы развития, ребёнок, вызывавший у родителей чувства восхищения и умиления, привыкал к такой оценке и получал от них всё (или многое), что хотел. Став стар­ше, он уже не может удовлетвориться родительскими возможнос­тями, а желание и привычка удовлетворять свои потребности (не только материальные) за счёт родителей — остались. По этой причине конфликты, обиды и разочарования неизбежны. Невоз­можность реализации явно завышенных притязаний приводит часто к срывам и жизненным неудачам...

Говоря о проблемах общения, нельзя не коснуться одного яв­ления, которое было заметно всегда, но сегодня, пожалуй, иног­да приводит к тому, что родители просто не понимают языка под­ростков (или «тинэйджеров», как сейчас модно говорить).

Если вы, например, обнаружите у вашего сына такие стихи:

Как я тащился от тебя,

И до сих пор я от тебя порой балдею.

Но вот сейчас — забей ты на меня,

Я больше доставать тебя не смею...

Как на тебя я сильно западал...

Стремился, ревновал и чувствовал себя лажово.

Расслабься. Отвалю я от тебя. Облом меня достал.

Тусуйся с ним, если тебе кайфово.

Если вы случайно увидите этот «шедевр», не впадайте в па­нику. С вашим сыном всё в порядке. Он просто в доступной фор­ме, на родном втором языке кому-то хочет сказать:

Я вас любил. Любовь ещё, быть может,

В моей душе угасла не совсем.

Но пусть она вас больше не тревожит.

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно и т. д.

Поэтому расслабьтесь и чувствуйте себя кайфово, если, ко­нечно, сможете.

Конечно, всё, о чём здесь говорилось, может быть отнесе­но лишь к среднестатистическим возрастным периодам развития мальчиков и девочек, юношей и девушек. Границы этих периодов могут смещаться в ту или иную сторону в зависимости от особен­ностей психофизиологического развития личности. И именно они (а не только общие возрастные различия) должны служить осно­ванием для дифференцированного подхода к воспитанию детей в семье.

Однако личностный подход будет эффективным лишь тогда, когда учёт индивидуальных особенностей ребёнка, подростка бу­дет «накладываться» на общие закономерности полового разви­тия личности, включая и физиологию, и мораль, и поведение. На­пример, учитывая личностные особенности дочери, нельзя забы­вать о том, что девочки взрослеют раньше мальчиков и потому половое воспитание дочери надо начинать раньше, чем половое воспитание сына.

И главная роль в этом, несомненно, принадлежит семье. Ни один самый талантливый воспитатель, учитель или внешкольный педагог не может сделать и сотой доли того, что могут сделать родители, готовя сына или дочь к выполнению ими ролей мужчи­ны и женщины, отца и матери.

К сожалению, приходится констатировать, что в современной складывающейся системе семейного воспитания именно этот ас­пект страдает наибольшими изъянами и просчётами. Чтобы убе­диться в этом, достаточно взглянуть на то, как проводят своё сво­бодное время сегодняшние родители и какую его часть они уде­ляют детям.