Изучаем казахский язык

Аймақ, аудан
площадь, территория.
Пользователь

Психологи советуют

Кадау Салтанат Ерболатқызы

 

Советы родителям.

Проводя с ребёнком развивающие занятия, необходимо знать, какие способности и навыки должны формироваться у ребёнка в процессе учёбы наиболее ярко. Именно они характеризуют уровень развития школьника. Их яркое проявление – характерный симптом общей одарённости ребёнка. Ниже приводится список этих качеств.

Первое правило

Владение большим объёмом информации. Богатый словарный запас. Перенос усвоенного на новый материал.Установление причинно – следственных связей. Умение делать выводы. Умение интегрировать и синтезировать информацию. Участие в решении сложных проблем. Организация информации. Умение улавливать сложные идеи.Умение наблюдать тонкие различия. Чувствительность к противоречиям. Использование альтернативных путей поиска информации. Анализ ситуации. Умение оценивать как сам процесс, так и результат. Умение предвидеть последствия. Умение рассуждать. Построение гипотез. Применение идей на практике. Способность к преобразованиям. Критичность в мышлении. Высокая любознательность.

Перечисленные характеристики можно использовать для ориентировочной оценки развития ребенка. В самой упрощённой форме отметьте галочкой позиции, которые наличествуют у ребёнка. Посчитайте количество "галочек". Это и будет показателем его развития. Чем больше "галочек ", тем более развит ребёнок.

Второе правило

Научите ребёнка в спорах пользоваться мирными приёмами. Сосчитать до десяти, чтобы "остыть". Сказать "перестань, пожалуйста". Постараться обсудить проблему. Извиниться.Продолжить разговор или игру как ни в чём небывало. Уйти, не вступая в споры. Поиграть в другую игру. Начать всё сначала.

Попробуйте придумать несколько ситуаций и предложить ребёнку сделать выбор: как поступить? Разыграйте несколько вариантов вместе с ним. Эта игра поможет ребёнку как бы "подняться над ситуацией" и воспринять её менее эмоционально.

Третье  правило

Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида. Старайтесь уважительно относиться к друзьям детей. Они очень ценят, когда родители считаются с их выбором. Помните, что откровенность часто приходит в ответ на откровенность.

Четвертое   правило

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глазки, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка стала большой, как солнце. Оно несёт тепло всем – всем (руки в стороны перед собой).

Пятое   правило

Быть всегда открытым для счастья и доброты. Умей ставить цели, добиваться успеха и не пасуй перед трудностями. Тренируй память. Помни: дураков и без тебя хватает, а потому старайся больше увидеть, услышать, понять, расспросить. Если ты не умеешь удивляться, значит, ты юный старик. Учись дружить и будь в дружбе верным. Старайся меньше и реже дружить с глаголами: не знаю, не умею, не понимаю. Постарайся изучить свои достоинства и недостатки, научись понимать, как тебе относятся люди. Умей относиться с сочувствием к несчастью и переживаниям другого человека. Научись быть всегда здоровым и жизнерадостным. Помни: здоровый и весёлый человек помнит лучше, больше знает, ярче живёт, никому не завидует и создаёт вокруг себя атмосферу удовольствия. Люби и умей создавать тишину, она зарок мудрости, долголетия, свежести и красоты мысли и чувств.Старайся понимать красоту природы. Стремись всегда делать подарки, говорить комплименты, дарить улыбки.Просыпайся утром – с улыбкой, засыпай вечером – с удовольствием. Не обижай людей подозрением и недоверием.Дорожи одиночеством. Одиночество – это время осмысления, прочувствования, продумывания, строительства себя.Умей подавлять в себе дурное настроение, не поддавайся ему.

 

Ежедневно каждый человек становится участником бесконечного количества споров в конфликтных ситуаций, которых даже не замечает. Являясь чаще несущественными и легко разрешимыми, они сопровождают нас повсюду: дома, на работе, в дороге, на отдыхе. Большинство из них разрешаются на бытовом уровне самостоятельно, в некоторых случаях привлекаются люди, мнению которых стороны доверяют и чьей объективной оценки  ждут. И такими людьми являются медиаторы.

Медиация – переговорный процесс, в котором нейтральная сторона (медиатор) помогает сторонам спора прийти к соглашению. Это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

28 января 2011 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев подписал Закон Республики Казахстан «О медиации». В законе указано, что сферой применения медиации являются споры (конфликты), возникающие из гражданских, трудовых, семейных и иных правоотношений с участием физических и (или) юридических лиц, а также рассматриваемые в ходе уголовного судопроизводства по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, если иное не установлено законами Республики Казахстан. Но установлен запрет на применение процедуры медиации по делам, когда одной из сторон является государственный орган.

Собственно, в казахском обществе процедура медиации существовала издревле. Испокон веков была традиция разрешать конфликты с помощью уважаемых аксакалов и биев. Современные медиаторы предлагают возродить ее в новом свете и в рамках закона. Сейчас в Казахстане действует Единый центр медиации и миротворчества, где работают  специалисты. Медиаторы помогают людям услышать друг друга и найти взаимоприемлемое  решение по спорным вопросам.

Образование в Казахстане — непрерывный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в целях нравственного, интеллектуального, культурного, физического развития и формирования профессиональной компетентности

Спорные ситуации и конфликты в сфере образования возникают нередко, и не всегда педагоги могут справиться с такой ситуацией самостоятельно. Хорошее решение  -  создание в организациях образования  службы медиации.

Практика России, Беларусии, Украины  показывает, что функционирование службы медиации в организациях образования позволяет:

сократить общее количество конфликтных ситуаций; повысить эффективность ведения профилактической работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения участников образовательного процесса; сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними.

Впервые о медиации в системе образования Карагандинской области заговорили в августе 2018 года  на ежегодной Августовской конференци работников образования. Директор Международного центра права и медиации «Согласие» Нарбаева Г.К. представила педагогам Карагандинской области современную информацию по технологии медиации, ознакомила с новой процедурой урегулирования споров, рассказала о возможности использования медиации в решении проблем и конфликтных ситуаций в сфере образования.

По инициативе Ассамблеи Народов Казахстана и приподдержки Акима области КошановаЕрлана и руководителя Управления образования ИмангалиеваЕсенгалиНуртулеевича  был запущен пилотный проект по обучению медиаторов в системе  образования: «Медиация в образовании - это условие создания бесконфликтной среды».

 

На сегодняшний день … педагогов области прошли обучение по программе «Общая медиация», … из них продолжили совершенствоваться в программе «Специальная медиация».

Обучение проходит на базе Учебно-методического центра развития образования Карагандинской области.

В ходе обучающих семинаров слушатели – педагоги школ, колледжей Карагандинской области

- получают теоретические знания на основе активного обсуждения и открытой полемики;

- рассматривают и обсуждают примеры из реальной жизни;

- участвуют в практических занятиях с ролевыми играми для закрепления навыков регулирования споров и конфликтов в социально-трудовых отношениях путем применения инструментов медиации.

Оценка приобретенных слушателями навыков переговорного процесса и сдача итогового экзамена проходит путем письменного и устного тестирования и проведения медиации.

 

Медиация в Казахстане - это необходимый институт, так как наше современное государство активно развивается во всех существующих сферах, а медиация, в свою очередь, как современный способ урегулирования споров поможет гражданами повысить свое качество жизни.Несмотря на множество нюансов, связанных с внедрением этой технологии, появление служб медиации в организациях образования принесет весомые положительные изменения в процедуру решения педагогических и социальных конфликтов.

Дыхательное упражнение при стрессе и тревоге

Человек, испытывающий стресс, дышит учащенно, что может усилить тревогу и уменьшить переносимость стресса. Эта техника поможет Вам научиться дышать правильно. На ее выполнение требуется около 5 минут.

1. Для начала вытянитесь прямо стоя или лежа. Вы можете также сесть прямо в кресле, если Вам так удобнее.

2. Положите руку на живот.

3. Дышите так, как вы это делаете обычно, при этом следите за движением живота и груди во время дыхания.

4. Попробуйте дышать "животом" - так, чтобы в дыхании участвовали мышцы живота, а грудь оставалась неподвижной.

5. Теперь попробуйте медленно вдыхать через нос, считая до 5 и ощущая, как животом мягко подталкивает лежащую на нем руку.

6. На счет 5 задержите дыхание.

7. Медленно выдохните через нос, считая до 5, мягко нажимая рукой на живот.

8. Дышите так в течение 5 минут.

9. Если во время упражнения у Вас начинается тревога - прервите упражнение.

10. Сначала Вы можете делать упражнение в течение меньшего периода времени, постепенно увеличивая его до 5 минут. Не забывайте выполнять его 2 раза в день.

11. Вскоре Вы сможете не замечая этого дышать так в течение всего дня.

12. Когда Вы обучитесь этому упражнению - Вы можете делать его во время тревоги и при стрессе. Вы почувствуете облегчение.

13. Не отчаивайтесь, если у Вас не получается делать это упражнение сразу. Чтобы научиться его делать, требуется время.

14. Не бойтесь, что оно спровоцирует тревогу. Если Вы почувствуете себя некомфортно - Вы можете остановиться в любой момент.

Рекомендации психолога выпускникам школы

Экзаменационный стресс - один из самых распространенных видов стресса. Признаки экзаменационного стресса:

-быстрая утомляемость

-невозможность сосредоточиться

-потеря чувства удовлетворенности от проделанной работы

-потеря чувства юмора

-головные боли, боли в нижней части спины

-чувство общего недомогания

- растерянность, паника и страх, чрезмерная самокритичность.

Вследствие экзаменационного стресса у молодых и совершенно здоровых людей ухудшается память, сон и аппетит, снижается способность к концентрации внимания, появляется рассеянность. Страх блокирует интеллект, парализует волю. Отсюда провалы в памяти, а иногда и обмороки. Во время подготовки и ответа у студентов и учащихся сужаются или расширяются сосуды, изменяется ритм дыхания, состав крови и слюны, усиливается потоотделение. Откуда берется экзаменационный стресс? По мнению специалистов, он порождается интенсивной умственной деятельностью, нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, а также нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса - это отрицательные переживания.

Главное — не бояться! Страх — один из главных врагов выпускников и абитуриентов. Он расшатывает нервную систему, вызывает усталость, бессонницу. Побороть этого злодея не так-то просто, но возможно. Для этого, во-первых, ни в коем случае не накручивай себя. Даже если ты считаешь, что не сможешь хорошо подготовиться к экзаменам, перестань думать, что будет, если ты завалишь их. Займись аутотренингом. Полезно бывает вспомнить свои самые крупные достижения в учебе (если такие имеются): победы на олимпиадах, просто пятерки по контрольным, например, по математике и физике. Как справиться с экзаменационным стрессом?Свою роль тут играют и подготовка по предмету, и хороший отдых перед испытанием, и даже, возможно, помощь психолога.  

Во избежание экзаменационного стресса тебе следует обратить внимание на предоставленные рекомендации.

Прежде всего, следует выделить собственно три основных этапа:

- подготовка к экзамену (ЕНТ), изучение учебного материала перед экзаменом (ЕНТ);

- поведение накануне экзамена (ЕНТ);

- поведение собственно во время экзамена.

Подготовка к экзамену (ЕНТ)

·      Сначала подготовить место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

·      Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

·      Составь план занятий. Самая важная часть в них — время подготовки к экзаменам. Когда заниматься, каждый человек решает сам, исходя из своего биологического ритма. Для начала определи, кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Но для большинства людей оптимальными являются промежутки с восьми до двенадцати часов утра и с четырнадцати до семнадцати часов дня. Спи не меньше 7—8 часов в сутки! Отведи хотя бы пару часов в день для прогулок на природе. И не забудь про спорт. Физические нагрузки (в разумных пределах) повышают общий тонус организма и улучшают самочувствие.

·      Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще («немного позанимаюсь»), а какие именно разделы и темы.Составь план того, сколько вопросов (тем) в день вам нужно проработать.

·      Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

·      Изучение материаламожно разделить на четыре этапа. Этап первый: внимательно прочитай соответствующий раздел учебника. Этап второй: составь по нему конспект или напиши шпаргалку. Этап третий: вдумчиво перечитай получившийся конспект-шпаргалку. Этап четвертый: повтори материал, во-первых, сразу после прочтения; во-вторых, вечером, перед сном; в-третьих, на следующий день, утром. Если ты будешь действовать по этой схеме, то весь новый материал усвоится прекрасно и безо всякой утомительной зубрежки.

·      Основная цель подготовки к экзамену (ЕНТ) — достичь понимания физических законов и явлений, а не только механически заучить материал. Но все же довольно много вещей придется просто выучить. При этом следует учитывать твои индивидуальные особенности. Если у тебя доминирует зрительный тип памяти, тогда следует уделить особое внимание внешней форме краткого конспекта — недопустим небрежный, неразборчивый, мелкий почерк. Формулы должны быть отделены от текста некоторым пространством, чтобы «бросаться в глаза» сразу. Конечно, аккуратный конспект потребует несколько большего времени, но в итоге время на заучивание сократится, и ты эффективнее подготовишься к экзамену. Если у тебя слуховой тип памяти, следует проговаривать наиболее важную часть материала, возможно даже использовать магнитофон для подготовки. Если же преобладающим является моторный тип памяти, то конспект нужно переписать несколько раз, причем каждый раз надо вычеркивать то, что ты уже выучил достаточно хорошо, оставляя для переписывания только самое необходимое для запоминания. Кстати, у большинства людей все типы памяти достаточно хорошо развиты (но, как правило, один или два несколько преобладают), поэтому не следует пренебрегать всеми этими несложными правилами запоминания.  Старайся включать все каналы восприятия информации: прочитай текст про себя, потом вслух, что-то запиши на бумаге, что-то представь себе в воображении и т.д.

·      Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 мин занятий, затем 10 мин – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

·      Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

·      Выполняй как можно больше различныхопубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

·      Тренируйся с секундомеромв руках, засекай время выполнения тестов.

·      Готовясь к экзаменам (ЕНТ) никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.Главный момент - настроить себя на успех. Если постоянно думать о том, что можно завалить экзамен (ЕНТ), что-то забыть, ошибиться в ответе или в расчетах, шанс, что это действительно случится, увеличивается - мысленно ты как бы готовишь себя к неуспеху. Но настроиться на успех - не значит расслабиться - "а, все равно, мол, сдам". Поставь "большую" цель, внуши себе - "я хорошо подготовлюсь и хорошо сдам экзамен".  И продвигайся к ней маленькими шажками, намечая на каждый день определенную программу - выучить столько-то билетов (вопросов), столько-то тем и т.д.

·      Если преподаватель сообщил о том, что будет проводить консультацию по сдаваемому предмету, то лучше на нее явиться по тому как вы получите исчерпывающий ответ на любой вопрос, какой только возникнет при подготовке к экзамену (ЕНТ).  

·      Обязательно посещай в лицее в назначенное для тебя время, пробное тестирование. Ты повышаешь шанс удачно сдать ЕНТ, так как отрабатываешь навыки работы с тестами, повышаешь уровень учебных знаний по экзаменационным предметам. Вырабатываешь свой метод работы с тестом.  

·      В “жестком” теле — здоровый ум. Придется кое-чем пожертвовать, чтобы нормально подготовиться к экзаменам. Так, любителям компьютерных игр и сериалов следует сократить общение с монитором до минимума, если вообще не исключить. Иначе мозг “зависнет”, а в глазах будет сплошной туман. Какая уж тут учеба!

·      Не увлекайсяуспокоительными средствами!Они сильно тормозят умственную деятельность.

·      Забудь о похудании! Диеты в столь сложный период только повредят. Ведь во время подготовки к экзаменам организм и так испытывает повышенную нагрузку, а если ты еще не будешь снабжать его необходимой пищей, то он обидится и преподнесет тебе “подарочки” в виде повышенной утомляемости и расшатанных нервов.

·      Не переусердствуй с чаем, кофе, другими энергостимуляторами. Чрезмерная доза кофеина не только возбуждает нервную систему, но и может вызвать серьезные проблемы с сердцем и желудком. Тогда-то тебеточно будет не до экзаменов(ЕНТ)…

·      Оставь один день перед экзаменом(ЕНТ) на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена (ЕНТ)

·      Многие считают, что для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, отдохни. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

·       В пункт сдачи ЕНТ ты должен явиться не опаздывая, лучше как минимум за полчаса до начала тестирования. При себе надо иметь пропуск, удостоверение личности (свидетельство о рождении) и несколько ручек с черными чернилами. За несколько дней до ЕНТ классный руководитель и администрация предоставят тебе полную информацию.  

·      Не принимай в день экзамена успокоительные средства. Они могут затормозить твою способность мыслить, сделать тебя сонливым и безразличным ко всему происходящему.

·      Неблагоприятное воздействие эмоциональных перегрузок усиливается при физических «недогрузках». Чем более напряженнее был день, тем большую физическую нагрузку желательно дать по его окончании.  Для того чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, нужно дать себе усиленную физическую нагрузку: пройтись пешком, сделать какие-то физические упражнения. Например, при ожидании экзамена или очень важной встречи многим легче переносить напряжение, если просто прохаживаются туда и обратно. Как только человек начинает двигаться, волнение уменьшается.

·      Дыхательная гимнастика. Нарушение дыхания зависит от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядочение дыхания должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние. Как известно, дыхательные пути на всем протяжении снабжены нервными окончаниями, которые либо активизируют работу внутренних органов, либо оказывают тормозящее действие. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох в два раза длиннее вдоха. Его полезно использовать, когда надо погасить избыточное возбуждение, например, перед началом экзамена  или если необходимо снять напряжение во время стресса или просто расслабиться перед сном. Мобилизующим эффектом обладает дыхание, когда после вдоха выдох наступает не сразу. Оно помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстром переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

Во время тестирования

·      В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, насколько внимательно ты запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

·      В процедуре заполнения  бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.

·      При получении результатов тестирования ты имеешь право, если не согласен с оценкой (баллами), подать апелляцию.

Несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования

·      Сосредоточься!После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

·      Начни с легкого!Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Когда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

·       Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

·      Читай задания до конца!Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия заданий «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

·      Думай только о текущем задании!Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы!

·      Исключай!Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать  внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех четырех-пяти (что гораздо труднее).

·       Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты сможешь набрать максимум очков (баллов) на этих задания, а потом спокойно вернуться и сосредоточиться над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).

·      Проверь!Оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

     ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕспособно усилить работу головного мозга и значительно повысить интеллектуальный уровень. Поэтому для сохранения сил и повышения работоспособности нужно организовать правильное питание. Нельзя садиться заниматься на голодный желудок. С помощью пищи, причем самой простой, можно стимулировать деятельность мозга. Мозг ежедневно забирает 20 % всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Поэтому для того чтобы улучшить память, нужно включить в свое меню морковь и ананас.

Ананас – любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждаются в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Достаточно выпить один стакан ананасового сока в день.

Для того чтобы сконцентрировать внимание, в свой рацион нужно включить креветки, репчатый лук, орехи.

Креветкиснабжают мозг важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 граммов в день, солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жарки).

Репчатый лукпомогает при умственном переутомлении или усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Ежедневная доза – половина луковицы.

Орехиособенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон», так как они укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Для того чтобы успешно «грызть гранит науки», необходимо иметь в ежедневном меню капусту, лимон, чернику.

Капустаснимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», ешьте перед экзаменом салат из капусты, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимоносвежает мысли и облегчает восприятие информации за счет большого содержания витамина С. Перед занятиями иностранным языком выпейте стакан лимонного сока.

Черникаспособствует кровоснабжению мозга. Лучше есть свежие ягоды или варенье.

Для того чтобы поддержать хорошее настроение, в вашем рационе должны быть паприка, клубника, бананы.

Паприкаспособствует выделению «гормона счастья» - эндорфина – за счет ароматических веществ, содержащихся в ней.

Клубникабыстро нейтрализует отрицательные эмоции. Ежедневно съедайте минимум 150 граммов.

Бананысодержат серотонин – вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Упражнение «самовнушение»

При составлении словесных формул для самовнушения соблюдать следующие правила:

·        Формулы необходимо составлять в первом лице и произносить от своего имени.

·        Формулы должны быть утвердительными, то есть не должны содержать отрицания «не». Например: «Я уверен в своих силах», а не «Я не боюсь, что мне не хватит времени на экзамене».

·        Если слишком жесткое категоричное звучание формулы вызывает у вас внутренний протест, сделайте ее более мягкой.

·        Формулы должны быть краткими, лаконичными.

Психолог ШЛ№101 Девивье Д.А.

Как воспитать и поддержать в детях привычку к чтению

Вопрос, как привить ребёнку любовь к чтению, волнует многих родителей. Однозначного ответа нет, хотя имеется ряд общих правил и рекомендаций.

Прежде всего, надо развить собственную культуру чтения. Если всё свободное время мама смотрит сериал, а папа – спорт, и единственные книги в доме – кулинарная, журнал мод и несколько детективов, то не ждите, что ребёнок

окажется книголюбом.

Практические советы для заинтересованных родителей

v   Почаще берите детей с собой в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами.

v   Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.

v   Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)

v   Подпишитесь на журналы для ребенка (на его имя!) с учетом его интересов и увлечений.

v   Читайте детям волшебные сказки

v   Устройте с детьми поход в библиотеку. Запишите в читальный зал.

v   Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать.

v   Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежность для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение подольше не ложиться спать, чтобы почитать.

v   На видном месте дома повесьте список, где будет отражен процесс ребенка (сколько книг прочитано и за какой срок)

v   Во время поездки на машине пусть дети слушают магнитофонные записи литературных произведений.

v   Если Вы путешествуете вместе с детьми, предложите им почитать о тех местах, куда Вы едете (и до, и после поездки)

v   Играйте в настольные игры, которые предполагают    чтение.

v   В доме должна быть детская библиотека, электронная библиотека в компьютере.

v   Выделите дома специальное место для чтения ( укромный уголок с полками..)

v   Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой составлен фильм.

v   Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что – то прочитать об этом  ( например, книги о динозаврах, космических приключениях).

v   Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.

v   Пусть в доме будут журналы, сборники рассказов для детей и взрослых, газеты.

v   Поощряйте чтение детей вслух, когда это возможно, чтобы развить их навык в чтении и уверенность в себе.

v   Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.

v   Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, писем к издателю, комиксов, образов телесериалов.

v   Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

v   Поощряйте написание детьми собственных пьес или других сочинений.

v   Устраивайте вечера, посвященные любимым книгам.

«РЕЦЕПТЫ» ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы раздражены:

ü    скажите себе «STOP» и посчитайте до 10;

ü    лучше уйдите в другую комнату;

ü    отложите совместные дела с товарищами (если это возможно);

ü    в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;

ü    дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

ü    сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;

ü    примите теплую ванну, душ;

ü    выпейте чаю;

ü    послушайте любимую музыку;

ü    просто расслабьтесь, лежа на диване;

ü    используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка

Реализовать данные советы нелегко, но  стоит попытаться!

Удачи вам!

 

Методические рекомендации

по психологической подготовке учащихся

к Единому Национальному Тестированию

Рекомендации для родителей и педагогов

Прежде чем начать подготовку к тестам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают нтеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, которые, в конце концов, можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

В последние недели перед экзаменом можно полностью освободить выпускника от домашних обязанностей, пусть лучше он лишних десять минут отдохнет и больше занимается. Также очень важно не нагружать подростка семейными и финансовыми проблемами. Что же касается релаксации, то можно, конечно, и дискотеку назвать расслаблением, но только физическим. Я же советую между занятиями включать музыку без слов, лучше всего классическую, и десять-пятнадцать минут просто полежать. Нежелательно слушать какие-либо песни и смотреть телевизор, поскольку мозг при этом не отдыхает, он перерабатывает информацию. Гораздо полезнее будут простые физические упражнения.

Стратегии поддержки

Для выпускника важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Необходимо напоминать о серьезности предстоящего экзамена, но ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку. Чрезмерное повышение тревоги приводит только к дезорганизации их деятельности.

Задача взрослого- создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: Я уверен, что ты возьмёшь ту планку, которую ты поставил. Я уверен, что ты справишься. Очень важно обеспечить детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм: ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули. Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх-вниз (25 секунд), влево - вправо (15секунд);

- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию; попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете (20 секунд),

- потом на листе бумаги перед собой (20 секунд)

-нарисуй квадрат, треугольник - сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

Режим дня

Раздели день на три части:

- готовься к экзаменам 8 часов в день;

- занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе, сходи на дискотеку, потанцуй - 5 часов;

- спи не менее 8 часов; если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

Питание

Питание должно быть 3-4-разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи, молочные продукты, рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не следует наедаться.

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее пространство. Поставь на стол предметы или картинку в желтой или фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

Как запомнить большое количество материала

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни и обязательно кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли - это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

Некоторые закономерности запоминания

1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4.Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5. Если работаешь с двумя материалами - большим и поменьше, разумно начинать с большего.

6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

1. Чередовать умственный и физический труд.

2. В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, т.к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

3. Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут, (оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4. Минимум телевизионных передач!

Кинестетические упражнения

Удивительно, но факт - одно правильное прикосновение, и ты будешь лучше выглядеть, лучше себя чувствовать и даже лучше соображать! Помоги своему мозгу работать в полную силу. Вот как это делается: большим и указательным пальцами одной руки с силой сдавливай фалангу каждого пальца другой руки, начиная с ногтевой фаланги, сначала в тыльно-ладонной, затем межпальцевой плоскости. Потом меняем руки. Большим пальцем правой руки нажимай на середину левой ладони. С ощутимым нажимом совершать круговые движения от центра ладони к периферии, по спирали с выходом на большой палец. Затем то же другой рукой.

Расслабься и забудь про стресс: возьми мячик, шарик, зажми между указательным и большим пальцем и поворачивай его 25-50 раз.

Накануне тестирования

Оставьте один день перед ЕНТ на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед тестом попробуйте ответить на всевозможные вопросы теста. А затем проработайте только те ответы, в которых чувствуете затруднение.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию тестирования во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, страшными мыслями: вот вы вошли в аудиторию, вот садитесь и отвечаете на возможные вопросы теста и т.п.

Если у вас вообще нет никакого страха перед тестом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого предстартового волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый доведением до абсурда. Постарайтесь, как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к тесту, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь, совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь ЕНТ - это своеобразная борьба, так боритесь же за победу. 11о дороге на тест не вредно просто полистать учебник.

Какую одежду лучше одеть на экзамен?

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайтесь избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Ничего лишнего! А вот после экзамена - все что хотите.

 

Во время тестирования

 

Как вести себя во время тестирования. Вот несколько полезных советов.

Сядьте удобно, выпрямите спину. Подумайте о том, что вы выше всех, умнее и хитрее и у вас все получится. Сосредоточьтесь на словах, Я спокоен, я совершенно спокоен. Повтори их не спеша несколько раз. В завершении сожми кисти в кулак.

Получив тест, прочитав задания, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.

Отметьте правильные ответы карандашом на чистом листе бумаги. Вспомните все факты и примеры, которые подтвердят правильность выбранных вами ответов. Если вам удается это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на тест.

Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем,- как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят. Если сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции!

Работа над тестом в черновике, возможно, займет у вас определенное время, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои тесты в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Когда вы закончили черновой вариант работы над тестом, вы можете распрямиться, потому что фактически вы уже на все вопросы и все, что осталось сделать - это переписать начисто. Пока вы будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят пересмотреть написанные карандашом ответы.

Чтобы чувствовать себя увереннее на экзамене, психологи советуют взять с собой какой-нибудь амулет. Если же с волнением никак не удается справиться - рекомендуется непосредственно перед тестированием принять позу самоуверенного, эгоистичного человека. Потому что наш мозг диктует положение телу, и наоборот.

Заметьте, что когда человек расстроен, он, как правило, стоит, сгорбившись, понурив голову. Есть и обратный процесс: если принять определенную позу, то мозг получит соответствующую команду, и через некоторое время ваш настрой изменится.

Справившись с волнением, собраться с мыслями на экзамене гораздо проще. Но, конечно, это далеко не единственный фактор, который может негативно отразиться на результатах ЕНТ. Специалисты подсчитали, что в среднем за время тестирования абитуриенты отвлекаются около двадцати раз: то мешает шум, то сосед что-нибудь спросит, то кто-нибудь войдет в аудиторию. В целом же на то, чтобы отреагировать на отвлечение, вернуться к нужному вопросу, перечитать и вновь вникнуть в суть, уходит около двух минут. Получается, что только на эти незаметные мелочи школьники теряют до сорока минут! А если к этому потерянному времени прибавить еще отлучки по необходимости, то из трехчасового экзамена выпадает почти целый час. Единственный способ бороться с этим явлением - не отвечать на вопросы и не поднимать голову, провожая взглядом входящих и выходящих.

Но небольшая передышка организму все-таки нужна, иначе через некоторое время уставший мозг может объявить ему бойкот. Поэтому, как и при подготовке, нужно делать пятиминутные паузы хотя бы ежечасно, в эти переменки можно просто посмотреть в окно, прислушаться к шуму или посидеть с закрытыми глазами. Сэкономить время и силы можно, правильно работая с вопросниками.

Главное, не терять времени на то, что ты не знаешь, а рациональнее работать только с тем, что ты знаешь наверняка. Например, ответил на вопрос - обведи его в вопроснике кружочком и поставь жирный плюсик на полях, чтобы больше к нему не возвращаться. Сомневаетесь в выборе правильного ответа — отметьте «галочкой» и знаком вопроса и идите дальше. Если не знаете ответа, поставьте минус, чтобы вернуться к данному заданию в самый последний момент.

Понятно, что на вопросы с «минусом» отвечать придется наугад. Но не стоит испытывать судьбу непосредственно на бланках ответов. Психолог советует попробовать найти верный ответ методом исключения в тех же вопросниках. Но иногда этот способ не подходит: например, не зная точной даты, довольно трудно угадать верный ответ. В таком случае остается только довериться интуиции.

И последнее. Не меньший, а иногда даже больший стресс школьники испытывают в период томительного ожидания результатов единого национального тестирования. Как настраивать себя в это время: на лучшее или на худшее? Психологи рекомендуют все-таки верить в лучшее, завышая планку запросов. Ведь уже не одну сотню лет подтверждается истина, что наши мысли материализуются.

Первая помощь при остром стрессе

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно "собрать в кулак" всю свою волю и скомандовать себе "СТОП!", для того чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Вот некоторые советы, которые могут помочь вам выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить "язык лица и тела" путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов" и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое помещение, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) "по косточкам", как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется "здесь и сейчас" и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.