Қарағанды қаласы әкімдігінің "Қарағанды қаласының…
"№17 ЖББОМ" КММ

Изучаем казахский язык

Аш құлақтан тиыш құлақ.
Пусть в желудке пусто, зато ушам спокойно.
Вопрос-ответ
Всего ответов: 110
Новых вопросов: 5

Учебно-воспитательная работа

Учебно-воспитательная система СОШ № 17 строится на принципах:

• ориентации на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, Отечество, семья, культура, знания, труд, мир), как основу здоровой жизни;

• ориентации на социально-ценностные отношения (способность педагога обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);

• субъективности (содействие педагога развитию способностей ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);

• понятия ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Цель воспитания в СШ №17: определение стратегических приоритетов и создание гарантированных социально – правовых, организационных условий для формирования казахстанского патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно – нравственной, физически здоровой, социально активной личности.

Вышеназванная цель требует решения ряда задач:

- совершенствование нормативной, правовой базы воспитательной системы школы, освоение информационного пространства как воспитательного;

- создать необходимые научно – методические, организационно – педагогические, информационные условия для развития воспитательной системы школы, в том числе системы патриотического воспитания подрастающего поколения;

- формировать уважительное отношение к государственным символам РК;

- систему воспитательной работы строить с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;

- повышать у учащихся культуру межнациональных и этнических отношений;

- совершенствовать систему профилактики предотвращения употребления наркотических и других вредных веществ в целях формирования социального наркотического иммунитета среди учащихся;

- совершенствовать систему профилактики правонарушений и безнадзорности, способную обеспечить преодоление негативных проявлений среды учащихся;

- совершенствовать систему профилактики религиозного экстремизма среди несовершеннолетних;

- оказывать психолого–педагогическую поддержку учащимся с девиантным поведением;

- совершенствовать систему дополнительного образования и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно – ориентированного подхода;

- определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально – психологических особенностей учащихся школы;

- повысить роль медико–социально–психологической службы в формировании школьных, классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечивать профилактику школьной и социальной дезактивации детей;

- совершенствовать профессиональный и творческий уровень педагогических работников школы;

- формирование эффективной системы развития педагогики сотрудничества в целях поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в воспитательной работе школы;

- поддержка и развитие школьной ДЮО «Болашак».

Поэтому основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

Воспитательная деятельность при этом становится важнейшим средством и источником развития личности. Через деятельность человек способен изменить окружающий мир и себя самого. Именно деятельность формирует образ мысли, способы, стиль самостоятельных действий личности, закладывающей черты и качества её поведения в социокультурном пространстве.

Чем шире круг видов деятельности, тем богаче личность.

Поэтому, определив цели и задачи воспитания, педагогический коллектив школы обратился к поиску системообразующей деятельности. Система воспитательной школы с её направлениями создает достаточно комфортные условия для раскрытия творческого потенциала детей, целостного воздействия на детский коллектив и личность школьника, на его рациональную и эмоциональную среду.

Именно здесь проявляется ведущая роль воспитательной системы школы. Она должна предъявить мир ребёнку во всем многообразии и многоликости, роль организатора внутренней жизни коллектива, т.к. в сегодняшнем окружающем школу социуме мало положительных моментов, которые «работали» бы на воспитание. Остается одно: самим создавать «воспитательную среду» - «среду в среде» (Н.Л. Селиванов).

В школе разработана Малая концепция воспитания средней школы №17, которая, опираясь на систему воспитательной работы школы, позволяет видеть выход на ожидаемый результат: создание эффективной воспитательной системы для обеспечения свободного досуга детей и учащихся, реализации их творческих способностей, формирование казахстанского патриотизма, гражданского самосознания, общей культуры, развития профессионального самоопределения. Выход на модель выпускника (4,7,11классы).

Решению поставленных задач призвана система воспитательной работы школы, которая строится по 4 основным направлениям: гражданско – патриотическое, нравственно – правовое, пропаганда ЗОЖ и экологических знаний, художественно – эстетическое, каждое из которых состоит из определенного блока приоритетов. Количество и название приоритетов изменяются в соответствии с поступающими нормативно – правовыми документами.

 

В структуре каждого направления воспитания выделяются субъекты воспитательных взаимодействий на четырех уровнях: общешкольном, уровне параллели, уровне класса, уровне отдельного воспитанника (Приложение 3).

 

I. Гражданско - патриотическое воспитание, задачей которого является воспитание гражданской ответственности и достоинства, уважение к истории и культуре казахского народа и народов, проживающих на территории Республики Казахстан.

Формы работы по этому направлению:

- тематические классные часы к знаменательным датам РК;

- мероприятия, посвященные Дню города;

- мероприятия, посвященные Дню вывода войск из Афганистана;

- уроки мужества;

- связь с воинской частью;

- работа с ветеранами, военно-спортивные игры «Алау», «Улан»;

- месячник, посвященный дню защитника Отечества;

- «вахта Памяти»;

- сбор материала для этнографической комнаты, «Боевой и трудовой Славы».

Уже традиционно в рамках данного направления проходят мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню Независимости РК, Дню защитника Отечества и Дню Победы с приглашением ветеранов войны труда, воинами-афганцами старожилов района. Так руководителем исторического кружка и Комнаты боевой и трудовой славы были организованы встречи с почетным гражданином нашего города Кожабергеновым М.Б., писателем Литвиновым В.И., художником Бегалиным А. Комната боевой и трудовой славы осуществляет патриотическое воспитание.

Обучающие школы занимаются поисковой работой. Определились две большие темы: изучение истории Великой Отечественной войны и истории родной школы. Обучающиеся проводят экскурсии по комнате боевой и трудовой славы, шефствуют над ветеранами. Хорошей традицией стали экскурсии учащихся не только нашей школы, но и соседней в комнату Боевой и Трудовой Славы. Ежегодно интересно и содержательно проводятся мероприятия по празднованию национального праздника Наурыз. Ярко проходит ежегодный фестиваль детского творчества «Атамекен» в рамках мероприятий, посвященных Дню Независимости. Постоянными стали встречи учащихся 9-11 классов с солдатами и офицерами в/ч 31775. В то же время педсовет «Государственная Программа патриотического воспитания граждан РК» как систематическая, целенаправленная деятельность школы по формированию у учащихся казахстанского патриотизма показал, что в достижении целей и задач патриотического воспитания необходимо подходить ответственно и взвешенно, дабы не допустить развития националистических тенденций. Важным продолжает оставаться фактор личного примера педагога и семьи для формирования патриотического менталитета, толерантного мировоззрения. На внеклассных мероприятиях учащиеся знакомятся с народными и праздниками. КТД « Традиции народов Казахстана» стали ежегодными.

Воспитание в ДЮО «Болашак» идет через процесс активного педагогического влияния на формирование гражданской культуры учащихся школы путем создания максимально благоприятных условий для взаимодействия, взаимовлияния и взаимопроникновения культурно-исторических традиции, формирующейся демократической культуры и молодежной субкультуры. С гражданским воспитанием органично связана и социальная адаптация как постоянный процесс активного вхождения личности в меняющуюся социальную среду, овладение индивидом системой необходимых социальных ролей, а также формирование активной жизненной позиции, т.е. стремление влиять на окружающую среду. Работа в организации строится на признании наличия в ребенке энергии внутреннего развития, потенциала к преобразованию мира. Развитие личности рассматривается как результат взаимодействия внутреннего духовно-энергетического потенциала человека, заложенного в него с рождения, с внешней формирующей средой.

Основной задачей объединения является создание вокруг ребенка формирующих условий, способных пробудить в нем самые лучшие внутренние побуждения и тем самым помочь ему сформировать у себя гуманистические ценности, гражданскую культуру, найти свое призвание.

ДЮО «Болашак» придерживается следующих принципов воспитательной работы:

- принцип опоры на духовные традиции и культурно-нравственные

ценности;

- принцип гуманизма;

- принцип демократического соуправления и педагогического

договора

означает четкое разграничение функций и полномочий взрослых и

несовершеннолетних участников педагогического процесса на

основе нормативной базы Устава организации.

- принцип социальной актуальности.

Мы приступили к внедрению областного проекта «Наш двор» (Приложение 4).

II. Нравственно – правовое, задачей которого является формирование правосознания, морально-нравственной культуры, творческое отношение к труду и профориентации, социальной адаптации и самоопределению. Формы работы по этому направлению:

- Совет по профилактике правонарушений;

- правовой всеобуч с педколлективом;

- правовой всеобуч с детьми девиантного поведения;

- правовой всеобуч с родителями;

- работа ООСП, ЮИД, ЮДП;

- профилактическая работа с учащимися;

- организация досуговой деятельности учащихся;

- участие в проекте «Наш двор» и акции «Я - гражданин»

- акция «Дети и улица»

- совместная деятельность с училищами, ВУЗами;

- кружки по трудовому обучению.

В течение последних лет, работая по преодолению таких негативных явлений среди учащихся нашей школы как рост правонарушений и преступности, распространение алкоголизма и наркомании, социальной незащищенности, фактов насилия и жестокого обращения по отношению к детям со стороны родителей и взрослых. Мы стремимся создать условия в школе, чтобы было хорошо каждому ребенку и взрослом, вовлекая родителей в совместную деятельность, направленную на создание общего культурно-нормативного пространства, в котором нормы семейного и школьного воспитания постепенно сближаются.

Социальный педагог школы осуществляет контроль за соблюдением прав детей, помогает ученикам в разрешении трудных ситуаций.

Профориентационная работа школы строится на основе программы профориентационной деятельности психолога с учащимися 9, 11 классов, состоящей из следующих этапов:

- выявление интересов и склонностей старшеклассников при выборе профессии. На данном этапе проводится диагностическое занятие;

- профориентационная беседа, которая позволяет рассмотреть итоги диагностики, предоставить информацию о профессиях, осуществить отбор рынка профессий и учебных заведений в районе и регионе, наметить критерии, которые необходимо учитывать выпускникам при выборе их жизненного пути;

- параллельно психолог проводит индивидуальные профконсультации.

III. Пропаганда ЗОЖ и экологических знаний реализуют задачу воспитания и создания условий для сохранения здоровья, физического развития, воспитания и бережного отношения к природе, земле, человеку. В основе работы по данному направлению лежит система медико-социально-психологического сопровождения школы, которое в свою очередь основывается на деятельности психологической службы.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса строится на модели психологического сопровождения и включает в себя работу по пяти направлениям (психологическое просвещение, диагностика, профилактика, коррекция, развитие) со всеми субъектами образовательной деятельности: учащимися, педагогами, родителями, администрацией.

Психологическая служба СОШ №17 ставит перед собой следующие цели:

- Содействие администрации и педагогическому коллективу школы в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности учащихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности учащихся, родителей, педагогических работников и всех других участников образовательного процесса;

- содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании учащихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.

Используя результаты работы медико-социально-психологической службы, формируется работа третьего направления воспитательной системы – пропаганда ЗОЖ и экологических знаний.

Формы работы по этому направлению:

- Дни здоровья;

- работа секций;

- фестиваль Здоровья;

- эстафета («Золотая осень», на призы «Индустриальной Караганды»);

- акции «Нет, наркотикам!»;

- месячники по борьбе с ВИЧ/СПИД

- спартакиада;

- веселые старты.

- месячник эколого – оздоровительной работы (игровые программы, конкурсы газет, выставки работ);

- Месячник, посвященный Дню Земли;

- медицинские осмотры;

- беседы врача на классных часах;

- беседы врача с родителями;

- индивидуальные беседы врача с учащимися;

- смотры кабинетов;

- рейды по соблюдению санитарно-гигиенических правил;

- встречи с врачом (гинеколог, нарколог, венеролог);

- оздоровительный (пришкольный лагерь «Ғарыш»).

- оформление всех 3 этажей – озеленение;

- летняя практика на пришкольном участке;

- дежурство в классе;

- дежурство в школе;

- субботники в школе;

- благоустройство территории школы;

IV. Художественно – эстетическое воспитание решает задачу по воспитанию и формированию носителя культуры творческой активности учащихся. Формы работы по этому направлению:

- конкурс художественной самодеятельности, отчетные концерты;

- национальные праздники (День РК, День Независимости, Наурыз, День единства народов Казахстана);

- каникулы;

- осенний бал, день, День Учителя, Новый год, 8 Марта, День смеха, Последний звонок, Прощание с начальной школой, Выпускной бал.

Работа с родителями.

Концепция модернизации образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Педагоги школы стремятся усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать возможности и развить способности ребенка. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль играет родительский всеобуч.

В рамках родительского всеобуча мы используем в основном различные формы работы с целью повышения психолого-педагогических знаний: классные родительские собрания, общешкольные радиособрания, родительские лектории, дни открытых дверей.

Педагогический коллектив активно изучает позицию родителей, регулярно проводим социально-педагогические опросы и анкетирование родителей, используем информацию о родительских собраниях, результаты бесед социального педагога с родителями.

Родительский комитет школы принимает участие:

- в родительских лекториях

- в коллективных творческих делах

- в материально- техническом оснащении

- в решении хозяйственных проблем

Одним из показателей эффективности работы школы является высокий (начальная школа и среднее звено) и средний (старшее звено) уровень удовлетворенности родителей ее деятельностью.

Содружество.

Цель: организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе взаимодействия с общественными и социальными институтами.

Содержание работы по данному направлению:

1. проведение совместных мероприятий (праздники, походы, встречи);

2. заседание Совета по профилактике;

3. медосмотры;

4. встречи с сотрудниками полиции;

5. оказание материальной помощи нуждающимся (сироты, дети – инвалиды, малообеспеченные);

6. работа с неблагополучными семьями (административная комиссия);

7. помощь ветеранам ВОВ;

8. организация досуга школьников (дискотеки, кружковая работа);

9. Дни открытых дверей.

Результат: использование воспитательного воздействия социума, реализация комплексного подхода в воспитании.

МО классных руководителей.

Формы работы по данному направлению:

- заслушивание творческих отчетов;

- систематизация материалов о работе;

- методические советы по организации мероприятий;

- наставническая работа с «молодыми» классными руководителями.

Цель работы методического объединения классных руководителей – воспитание нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческому самоопределению.

Задачи методического объединения классных руководителей:

Организация программы методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, школе, способствующей совершенствованию и эффективности воспитательной работы в школе.

Наличие и эффективность работы школьного самоуправления:

Развитие ученического самоуправления, детского и молодежного общественного движения, повышение социальной активности учащихся молодежи, демократизация воспитательного процесса – одно из направлений воспитания учащихся.

Уже в школе ученики должны готовить себя к новым социальным отношениям, учиться умению преодолевать и разрешать конфликты в обществе, развивать общественные процессы в позитивном русле, объективно приносить пользу обществу, утверждать идеи мира, добра, справедливости, совершенствоваться и саморазвиваться.

Суть и содержание общественного детского движения, ученического самоуправления, социально-полезной и общественной деятельности – сферы, благоприятные для осуществления демократических основ воспитания.

Коммуникативные навыки, учащиеся школы приобретают через органы самоуправления, участвуя в ДЮО «Болашак».

Структура органа ученического самоуправления.

Школьный орган самоуправления – Совет Старшеклассников СОШ № 17 является частью структуры управления воспитательным процессом школы.

Классные органы самоуправления – советы классов являются частью структуры управления на уровне классных коллективов.

Школьный орган самоуправления как часть управляющей системы школы осуществляет следующие функции:

1) анализ (в процессе анкетирования, блиц-опросов общественного мнения, работы пресс-центра);

2) коллективное планирование (как звено технологического процесса коллективного планирования воспитательной работы);

3) организацию (как непосредственный участник, координатор, организатор всех школьных дел);

4) контроль (за проводимостью информации, осуществлению намеченных планов, работой секторов классов);

5) коррекцию (воспитательных планов, соотнесение их с поставленными целями и задачами, коррекцию собственной деятельности).

Совет Старшеклассников:

1) занимается воспитанием культуры демократических отношений и формированием активной жизненной позиции каждого старшеклассника;

2) организует вечера отдыха учащихся 8-11 классов;

3) организует и проводит интеллектуальные, развивающие, творческие, увеселительные игры и конкурсы;

4) входит в состав Совета по профилактике правонарушений среди подростков, где обсуждаются вопросы поведения подростков;

5) на страницах газеты «School times» - освещает все стороны жизни школы, развивает творческие способности учащихся, предоставляя им возможности для самореализации.

Работа каждого класса ведётся по секторам, которые возглавляют и осуществляют их деятельность сами учащиеся. Это воспитывает у них ответственность, умение работать индивидуально и в коллективе, развивает творческие и деловые способности, что ведет к самоопределению личности. Каждый ученик класса имеет ответственное поручение, так как входит в один из секторов. Данная система хорошо организует деятельность учащихся, а также помогает в работе классным руководителям.

Педагогическая нагрузка учителя в школе колеблется от 1 ставки до 1,5. В нее могут входить часы по учебным предметам, часы кружковой работы, обучение на дому (на протяжении трех последних лет количество обучаемых на дому колеблется от 3 до 6 учащихся), часы, отведенные на проведение занятий в специальных медицинских группах (за анализируемый период их количество стабильно – 4).

Учебная нагрузка учителя рассматривается на заседаниях методических объединений с учетом преемственности, опыта работы, категории, а затем утверждается директором школы. Так, учителя русского языка и литературы имеют учебную нагрузку от минимальной 9 до 27 часов в неделю. Учителя математики и информатики – от 22 часов до 27 часов в неделю. Учебная нагрузка учителя химии – 13 часов, у совместителя – 9 часов, у учителя биологии нагрузка составляет 27 часов в неделю. Учителя истории имеют учебную нагрузку от 22 до 27 часов в неделю. Учителя английского языка – 18 часов и 22 часа. Учителя казахского языка – от 22 до 27 часов не более. Учителя физического воспитания: 1 учитель – 12 часов, 2 учителя по 26 часов, 1 учитель - 27 часов в неделю. Два учителя технологии – по 1,5 ставки в неделю.

Маленькая нагрузка учителей (меньше ставки) закрепляется за учителем только по его личной просьбе, в связи с семейными обстоятельствами.

У каждого учителя имеются календарные и поурочные планы, которые утверждаются администрацией школы. Учебный материал в соответствии с учебным планом и программами выполняется учителем в течение года полностью.